Мастер-класс: «Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы: «Зачем творить добро?»
Творческий проект «Основы православной культуры»
В течение двух лет творческий проект «Основы православной культуры» находится в центре внимания педагогической общественности Таганрога. За этот период сформировалось сообщество педагогов-единомышленников, деятельность которых направлена на постижение смыслов новой для общеобразовательного учреждения учебной дисциплины. Урок «Основ православной культуры» как уникальное явление тоже стал предметом исследования учителей. Не скрою – мы обнаружили, что вместо урока «Основ православной культуры» в школах проводятся привычные для педагогов уроки этики. Урок по предмету «Основы православной культуры»… Каким он должен быть, в чем его отличие от традиционных уроков этики? Творческий поиск в процессе семинарских занятий, в работе межшкольных групп увенчался результатом: открытие состоялось. Для представления опыта мы избрали наиболее яркую форму – мастер-класс, где педагогические идеи получают практическое воплощение. У каждого участника мастер-класса есть реальная возможность проникнуть в педагогическую лабораторию, постичь механизмы подготовки к уроку, открыть уникальные возможности текстов учебника «Основы православной культуры» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Мастер-класс:
«Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы: «Зачем творить добро?»
Чем глубже мы погружаемся в курс «Основы православной культуры», тем чаще задаемся традиционным учительским вопросом: «Чему учить и как учить?», что вполне естественно, поскольку предмет новый, а значит, вместе с детьми (младшими школьниками и подростками) постигаем его и мы, учителя.
Выбрав тему урока для мастер-класса, была убеждена, что смогу раскрыть ее ярко, полно. Однако первая версия учебного занятия меньше всего напоминала урок «Основ православной культуры» - по всему узнавался урок этики. Так родилась идея мастер-класса: урок «Основ православной культуры»: от проблемы к открытию.
Очевидно, что урок «Основ православной культуры» и урок светской этики не одно и то же. В чем существенная разница? Мне бы хотелось услышать ваше мнение.
Выслушиваю мнения участников мастер-класса
К обсуждению этого вопроса в контексте требований, разработанных творческой группой педагогов и управленцев (приложение), мы вернемся на этапе рефлексии. Нам предстоит ответить на вопрос: удался ли урок по предмету «Основы православной культуры»?
На ознакомление с требованиями дается 3 минуты
Еще одна проблема, обнаружить которую позволяет даже незначительный опыт, – неумение учителей работать с текстом учебника, читать его глубоко и осмысленно. Причин много: содержание учебника не вполне понятно, на вопросы учеников не всегда могу ответить и т.п. Проще обойти новое содержание, опереться на светскую литературу и жизненный опыт, что тоже уводит от урока «Основ православной культуры» и его смыслов и целей в контексте ценностей православия. Исходя из этого, предлагаем еще одну идею мастер-класса: «Учусь и учу детей читать учебник».
Воплощение этих идей продемонстрируем на фрагменте урока по теме: «Зачем творить добро?» (о мотивах доброделания в православии). Автор учебника подчеркивает разницу в понятиях: добро и доброделание. Добро - абстрактное понятие, доброделание - делание добра, добрые поступки. Цели моего урока таковы:
- сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан;
- актуализировать собственный опыт и помочь понять мотивы доброделания православных христиан;
- мотивировать детей к диалогу о мотивах доброделания православных христиан;
- формировать умение работать с текстом учебника.
Мы понимаем, что это цели учителя. Цели для обучающихся представлены в параграфе учебника. Каков авторский комментарий данной темы? Автор предлагает идеи, осмысление которых должно быть организовано на протяжении трех уроков: мотивы доброделания - благодарность и подражание Христу, духовная радость, чудо в жизни христианина и страх перед Божьим судом. Данный урок посвящен первым двум: подражание Христу, благодарность за его подвиг и особая духовная радость.
Обращаю ваше внимание на то, что тема урока сформулирована в виде вопроса. И мне, как учителю, важно, чтобы этот вопрос «зацепил» ученика. Как я это сделаю? Вариантов много. Можно поразмышлять с ребятами о том, кто задает этот вопрос, кому он адресован; можно начало урока сделать красочным и запоминающимся. Например, с помощью слайд-фильма, который займет всего 2 минуты, но создаст особый настрой.
После просмотра слайд-фильма я обращу внимание учеников на ключевые слова песни, прозвучавшей в фильме: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». А зачем нужно идти дорогою добра? Я знаю, что в пространстве светской этики убедительного ответа на этот вопрос нет, есть только призыв: «Делайте добро!» Поэтому я поведу детей в пространство православной культуры. И поможет мне в этом учебник. Как работать с ним? Ответ предлагает сам автор учебника: «Читайте учебник как текст с гиперссылками». Что мы и попытаемся сделать.
Понять мотивы доброделания нам поможет легенда об апостоле Петре. Прежде чем приступить к ее чтению и осмыслению, необходимо подготовить учащихся к восприятию легенды. Учебник поможет нам в этом. Нужно лишь выделить ключевые слова и понятия, работающие на цели урока. Увидеть и обратить на них внимание детей. В 1-ом абзаце - это золотое правило этики. Оно было введено на 13 уроке – мы можем вернуться к нему с помощью гиперссылки. Обязательно поговорим о том, что появление золотого правила этики можно назвать вселенским событием, что все люди, живущие по этому правилу, добрые, о том, что не все среди них христиане. Зададимся вопросом: чем христиане отличаются от просто добрых людей? И найдём ответ: «Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем».
Видите, как много можно сказать о золотом правиле этики. Это и есть чтение с гиперссылками.
Следующую гиперссылку можно использовать при осмыслении основного мотива доброделания - благодарность за подвиг Христа. За что христиане благодарны Христу и почему стремятся подражать ему? Можем вернуться к 7-му уроку, на котором говорили о подвиге Христа, значимости его жертвы, мотивах этого поступка.
Центральная часть урока - легенда об апостоле Петре.
Чтение этой Легенды необходимо предварить еще двумя гиперссылками: апостол Петр и Рим в 1-м веке новой эры. Кто такой апостол Петр - вспомнить поможет материал урока №10 или ссылка на интернет-ресурс. Возможно, рассказ об апостоле Петре мог бы подготовить один из учащихся, а мы, резюмируя его рассказ, сообщим ребятам о том, что отречение Петра и его покаяние - частый сюжет в литературе и в живописи. Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными.
Нужно рассказать и о том, как непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество. Читать легенду буду сама, потому что хочу выделить голосом те слова, которые необходимы для понимания поступка Петра.
Чтение
Согласитесь: эта легенда сложна для детей и требует определенных комментариев. Обязательно сообщу о том, что решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство. Мне необходимо подобрать такие вопросы, которые помогут учащимся понять глубинный смысл легенды. Давайте на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить на них:
- почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);
- почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);
- почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?
Его поступок детям может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие. Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.
И его брат, апостол Андрей, просил распять себя на косом кресте. Об этом апостоле можно узнать, обратившись к вклейке «Это интересно», расположенной на полях учебника. Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. Как называют таких людей? (самоотверженные).
История хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои примеры. Вспомню известного польского педагога Януша Корчака, шагнувшего вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Или пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.
Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых. Спрошу у ребят, имена каких святых им известны? Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго слова (в Центре семьи и молодежи г.Таганрога есть замечательный мультфильм об этих святых). И, конечно же, особое внимание уделю рассказу о нашем заступнике и хранителе - святом старце Павле Таганрогском, который раздал свое имущество бедным, долгие годы путешествовал по святым местам, затем поселился в Таганроге, в маленьком домике, который с любовью называют кельей старца Павла, и посвятил свою жизнь служению Богу.
Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.
В конце урока вернемся к вопросу: «Зачем творить добро?». Ответить на него попрошу с точки зрения православных христиан. Надеюсь, что ученики назовут основные мотивы доброделания.
Финал урока должен быть ярким и запоминающимся. Для этого прочитаю стихотворение Леона Кона «Камешки»: оно звучит по-христиански, в нём отражена и благодарность за подвиг Христа, и чувство особой духовной радости, и связь поколений.
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком-
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам моей бабушки,
Порой в ответ на хлебушек
Вновь получал я камешек.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: «Хлебушек
Подай в ответ на камешек»
Уважаемые коллеги! Напомню вам, что в мастер-классе разрабатывались две ведущие идеи:
- урок «Основ православной культуры»: от проблемы к открытию;
- учусь и учу детей читать учебник.
Подробно остановлюсь на алгоритме работы со смысловым фрагментом текста учебника.
На подготовительном этапе определила главный смысловой фрагмент параграфа (урок № 21) - легенду об апостоле Петре (именно она помогла мне в достижении целей урока). Определила задачу: через содержание легенды раскрыть мотивы доброделания православных христиан. Подготовила работу с лексическим значением некоторых слов, выделила ключевые слова и понятия для гиперссылок, обращение к которым способствует осмыслению текста. Особое внимание уделила отбору исторического материала, заложенного в гиперссылках. Тщательно подошла к формулировке вопросов, направленных на отработку основной идеи смыслового фрагмента. В качестве наиболее продуктивной формы организации деятельности учащихся подготовила фронтальную беседу.
Непосредственная работа с текстом. Фрагмент был прочитан мною от начала до конца, что способствовало целостному восприятию учащимися текста. Далее организовала работу по вопросам, направленным на поиск и объяснение смысла событий, понимание мотивов поступка Петра, смысла православной легенды. Через подробный анализ, использование гиперссылок, обращение к историческому материалу раскрыли один из мотивов доброделания – подражание Христу.
Раскрыть другой мотив доброделания (особая духовная радость) нам помогла лексическая работа со словами «самоотверженный» и «святой», обращение к личному опыту учащихся, духовному наследию России, в том числе и родного города.
Резюмируя, подвела итоги работы со смысловым фрагментом текста в аспекте целей урока.
Предлагаю участникам мастер-класса ответить на вопрос, состоялся ли урок «Основ православной культуры». Использовать при этом версию требований к уроку по данному предмету.