Какими вырастут наши дети, зависит от нас
"Если человек получил духовную помощь
в детстве, то он снова придет в себя,
даже сбившись с пути"
/Паисий Святогорец/
Российское общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но, как известно, времена не выбирают. Другого времени у нас не будет. И наше время по-своему бесценно, уникально. Оно заставляет искать напряженных решений на самых ответственных направлениях человеческого бытия, учит думать о том, какими будут судьбы России.
Рычагом, который помог бы повернуть в позитивное русло мир российской действительности должно стать духовно-нравственное воспитание детей, молодежи, взрослого населения.
Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, сразу возникает вопрос - на что мы ориентируем юного человека? Что считаем нормой? Сейчас этот вопрос особенно актуален. Еще недавно в России было два основных направления: атеизм и религия, которая сводилась в основном к Православию. Сейчас появилось множество различных сект, мировоззрений, причем каждое из них предлагает свой образ человека, свою норму нравственности. Не только ребенку, взрослому бывает трудно разобраться.
10 мая Управлением образования и отделом культуры Администрации г.Таганрога был проведен семинар "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт". В семинаре приняли участие библиотекари школ, детских домов, Централизованной библиотечной системы города и заместители директоров школ по воспитательной работе. Местом проведения был выбран духовно-просветительский Центр семьи и молодежи Таганрогского благочиния.
Семинар открыло выступление руководителя Центра протоиерея Алексея Лысикова, в котором он рассказал о целях и направлениях деятельности Центра, характеризуя вклад каждого из структурных подразделений - народного православного университета, сестричества милосердия, паломнической службы, хоровых студий для детей и взрослых, студии изобразительного искусства, библиотеки. Говоря о роли библиотек в формировании нравственных ценностей, о.Алексей заострил внимание на очень сложные условия сегодняшнего времени - книгоиздательства почти не препятствуют распространению литературы безнравственного содержания, откровенной сектантской и оккультной пропаганды и работнику библиотеки, учителю, воспитателю необходимо твердо противостоять духовной агрессии. Аудитория живо восприняла выступление священника, задавая вопросы и получая исчерпывающие ответы.
Зав. методическим отделом Центральной городской детской библиотеки им. М. Горького Рыбченкова Т.С. предложила аудитории обзор лучших учебных программ по духовно-нравственному воспитанию, познакомила с практическим опытом работы библиотек других городов, среди которых интересными показались школы духовно-нравственного воспитания "Благовест" в Шахтах и "Преображение" в Липецке.
Зав. библиотекой МОУСОШ № 21 Коваленко С.П. и педагог школы № 5 Гава И. поделились своим опытом работы, подчеркнув важность и актуальность присутствия в общеобразовательных школах мероприятий духовно-нравственного содержания, их восстребованность, как в начальной школе, так и у старшеклассников.
О школе духовного развития им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия при Центре семьи и молодежи аудиторию познакомила Чекушина И.А. Нормы христианской нравственности, напомнила она, даны в Евангелии и раскрываются в конкретных личностях святых. Любой человек призван быть богоподобным - вот на какую высоту поднимает человека христианство. Ты - не компьютер, не обезьяна, ты - богоподобное существо! Работать с содержанием христианской литературы готовы не все, не все и согласны, но работники светских образовательных учреждений отметили для себя те формы работы, которые они могли бы использовать у себя - благотворительные акции, организация кукольного театра с продуманным нравственным репертуаром, совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, паломничество.
Основная причина различных проблем подрастающего поколения кроется в несостоятельности родителей. Можно говорить какие угодно слова, читать книжки, но если это не подкрепляется собственным стремлением к декларируемым идеалам, трудно ожидать хорошего результата. Аудитория семинара положительно оценила опыт работы лектория "Школа родителя", организованный при Центре.
Подводя итоги семинара, инспектор Управления образования Говорова О.Ф. поблагодарила всех участников и выразила надежду на продолжение диалога.