• Семейные ценности как основа самоопределения ребенка.

    04.02.2011

    Каждое поколение говорит о кризисе ценностных ориентиров, о проблемах отцов и детей, и поэтому общество с некоторой оскоминой слушает  уже привычные угрозы о грядущем «социальном Армагеддоне». Есть и те, кто считает, что ничего страшного не происходит,  просто человечество в вновь переживает  очередную культурную революцию. Так или иначе, но когда одна культурная эпоха сменяет другую, мы что-то теряем и что-то приобретаем. Однако  очень важно разобраться, что действительно ценного мы можем потерять в веке грядущем и что приобретем взамен.

    Не секрет, что в наше постхристианское  время в обществе произошла подмена соборных евангельских ценностей индивидуалистическими и  неоязыческими. Такие понятия, как доброта,  благородство, любовь, святость и верность духовной традиции, общество сменило на успешность, толерантность, вседозволенность и всеядность. Перемены коснулись в том числе и семьи, и того, что связанно с ней. Но так ли мало с ней связано? Статистика последних лет неумолимо свидетельствует о том,  что современная семья переживает тяжелый кризис. В среднем по Европе  на 100 браков приходится 40-60 разводов, а каждый второй ребенок рождается вне брака.

    В начале прошлого столетия  православный русский философ И.Ильин, глубоко переживающий трагедию, которая постигла  его страну и народ,   написал монографию «Пути духовного обновления». Пятую главу своего труда философ посвятил значению семьи и ее духовным основам. И.Ильин называет семью  первичным лоном человеческой культуры, лабораторией человеческих судеб, личных и народных. И притом не только каждого народа в отдельности, но и всех народов сообща. Прошло почти сто лет, а проблемы, о которых говорил  философ, актуальны и  как никогда требуют осмысления.

    За последние несколько лет общество то и дело потрясали вспыхивающие в разных  уголках постсоветского пространства «оранжевые революции», не миновала эта участь и более благополучные в экономическом развитии западные страны, где  погромы парализовали размеренную  жизнь. Именно молодежь принимала самую активную роль в этих революциях и погромах. Ею кто-то умело и без особых усилий манипулировал. Но почему современной молодежью так легко управлять?

    Социологи и психологи, изучающие эту проблему, говорят, что нынешнее молодое поколение отвергает систему общечеловеческих ценностей или искаженно ее воспринимает.  Выходит, что между старшим поколением и молодежью, между родителями и детьми образовалась целая пропасть, и  с каждым годом она увеличивается.

    Истоки этой проблемы Ильин усматривает в «духовном здоровье семьи», а точнее в отсутствии такового: «Семья, отравленная воздухом взаимной неприязни и непонимания,  где близкие люди только по определению  живут вместе, а на деле каждый в своем обособленном мире, -  такая семья создает пространство нелюбви для подрастающих в ней детей.  Неудивительно, что из такой семьи дети стремятся побыстрее вырваться».[1] И  этот процесс не объяснить вечной   проблемой отцов и детей.

    Во все времена молодое поколение стремилось вырваться из-под опеки старшего и бунтовало, требуя признания и свободы. Так было всегда. Но юношеский максимализм молодых обычно покрывался терпением и любовью старших. А главное, что  связывало тех и других, несмотря ни на что, оставалось незыблемым: духовная традиция, понимание того, что есть благо, а что  зло, что временное, что  вечное. Сейчас все иначе. Нынешний кризис  более глубокий. Конфликт поколений вызван всеобщим оскудением любви и нравственной поврежденностью. Семья перестает быть  прочным единством, потому что в ней нет главного – чувства духовной сопринадлежности всех её членов. В этом причины не только «семейного, но и общественного кризиса"[2].

     Сопринадлежать друг другу возможно лишь при условии истинной любви, которая по словам ап. Павла « … долготерпит, милосердствует,  не завидует,  не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»[3]. С христианской точки зрения, такая любовь является великим даром, вершиной человеческих ценностей. Такая любовь есть свет, в котором человек познает Бога, мир, ближнего и даже самого себя.

    Митрополит Антоний Сурожский предельно расширяет понятие любви, утверждая, что это оно не только чувство, но - состояние всего существа. Он говорит: «Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность - “постигаю всем своим существом”».

     «Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства: красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем решить порой всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить. Это и есть дело любви…»[4].

    Именно о такой любви сказано «никогда не перестает». Именно на такой любви держится крепкая семья. Именно такая любовь – залог душевного здоровья  и благополучия  будущих детей. Ведь родители любят своего ребёнка не потому, что он хороший, напротив, это он может стать замечательным, прекрасным человеком, потому что  он любим, любим без всякой причины. Только любовью можно помочь человеку стать всем, чем он только может быть, можно раскрыть его сокровенную  красоту. Как важно увидеть в человеке эту возможность красоты, увидеть и дать ей вырасти в полную меру.

    Неслучайно в христианском  учении о семье говорится, что семья это Малая Церковь. А  Церковь есть живой опыт Троичного Бога, который передается нам через духовный опыт и  молитву. По словам святителя Германа, патриарха Константинопольского: «Церковь – это небо на земле, где Бог пребывает и действует небесно, единство неба и земли»[5].

    Мы много говорим теперь о духовном и нравственном возрождении нашего отечества. Для этого создаются новые школьные программы и стандарты образования, вводятся новые предметы в учебный план, такие, как Основы Православной культуры или духовной этики. Но мы должны со всей ответственностью понимать, что этого будет недостаточно, если все это пройдет мимо семьи.

    Ребенок, конечно, не может сам  себе выбирать родителей. Ему предстоит принять ту данность,  тот мир со всеми нормами, правилами и ценностями, который называется СЕМЬЯ. Духовный и нравственный мир ребенка, а может быть, и его судьба предустанавливаются в семье. Немецкий богослов Толук, утверждает, что мир строится и управляется из детской. Продолжая эту мысль, можно сказать, что мир не только строится из  детской, но и разрушается из нее. Получается , что уже сегодня сознательно или бессознательно мы создаем наше будущее. В руках семьи сосредоточенно будущее не только самих родителей,  но и будущее государств, будущее всего человеческого сообщества.

    Современное мироустройство таково, что в нём мало что зависит от отдельного человека. Даже все вместе мы, как ни стараемся, не можем справиться ни с экономическими проблемами, ни с болезнями общества. Но есть одно пространство в этом мироустройстве, где от каждого зависит очень многое, где каждый может сделать очень много. Это пространство семьи. И если мы смотрим в наше будущее с надеждой, то постараемся сделать этот маленький мир пространством любви и духовного единения. 

    Прот. Алексей Лысиков.

     


    [1]    [1] Ильин И.А.  Почему мы верим в Россию. М . 2007 г. С.233.

     

    [2] Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М . 2007 г. С.233.

    [3] 1Кор.13:5

    [4] Митрополит  Сурожский Антоний. Труды. М.: «Практика», 2002 г. С.273.

    [5] Журнал «Тольми». 2007. Октябрь. № 78

     

    Тэги: ПубликацииОбразованиеМилосердиеИдеологияЖизнь нашего ЦентраЕвангелиеДетиВера и Жизнь

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 21.11.2024 18:17:51, автор -

    Добавить комментарий