Вослед святым первоучителям
24 мая весь славянский мир отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и празднует день рождения славянской письменности. В школе №5 г. Таганрога проведение одноименного праздника стало доброй и радостной традицией. На этом празднике присутствовал духовник школы протоиерей Алексей Лысиков.
Школа в течение всего учебного года готовилась к этому дню: многие из учащихся приняли участие в тематических классных часах, в дискуссионных боях в школьном молодежном клубе, в историко-лингвистической викторине и конкурсе творческих работ. По итогам конкурса и викторины определились победители. Но ведь настоящий победитель – это тот, кто идет по жизни, неся в сердце мир и радость бытия и творчества, милосердие и любовь. Потому перед участниками праздника была поставлена ответственная задача – сформулировать нравственные правила, следуя которым можно не только прийти к победе, но и стать счастливым человеком. Ведь жить честно, быть милосердным, служить высокой идее, чувствовать на себе любовь ближних и Бога – это то, что делает человека по-настоящему счастливым.
Самые активные учащиеся 5-11 классов объединились в две команды с символическими названиями «Солунь» и «Олимп» и отправились в историческое путешествие. В «дороге» им предстояло составить нравственный кодекс учащегося школы, основываясь на жизни и подвиге святых Кирилла и Мефодия. Лейтмотивом путешествия стал девиз: «Духовность плюс знание есть истинное образование».
В пути ребят ожидали семь остановок, на каждой из которых необходимо было сформулировать правило нравственного кодекса.
На первой остановке – «Солунь. Сон святого Кирилла» – командам на примере из жизни святого Кирилла необходимо было уяснить, что очень важно вовремя услышать внутренний голос, понять свое призвание.
На второй остановке – «Олимп. Встреча двух братьев» – командам нужно было отметить важные качества духовной личности – преданность, беззаветное служение делу.
Команды выясняли второе правило сократическим методом: задавали друг другу вопросы по данному периоду жизни первоучителей, постепенно усложняя их.
На третьей остановке – «Милет. Спор с магометанами» – на примере богословского спора святого Кирилла с магометанами, который представили болельщики команд как ролевую игру, учащиеся убедились, насколько важно иметь глубокие убеждения на основе знаний, быть верным и преданным своим идеалам, своей вере, уметь отстаивать свои взгляды. Чтобы отработать навыки ведения дискуссии, приняли участие в учебной игре «Займи позицию». Одной команде был предложен тезис «Терпимость – прекрасное качество, потому что оно наделяет человека внутренней свободой», второй – «Терпимость – наихудшее качество, оно превращает человека в раба». Учащиеся в игре-диспуте отстаивали свои взгляды и в результате сформулировали третье правило нравственного кодекса.
На четвертой остановке – «Хазария. Отказ от богатых даров ради освобождения пленных христиан» – учащиеся готовили инсценировку с элементами реконструкции исторического времени, в котором жили и творили святые Кирилл и Мефодий. В сценках ребята сумели показать бескорыстие, милосердие, самоотверженность, патриотизм, осознание своей принадлежности к государству и вере святых братьев.
Святой Кирилл вместе с братом, задумав создание славянской азбуки, прежде всего предался подвигу поста и молитвы в течение сорока дней. Создание азбуки стало великим делом жизни святых мужей. На пятой остановке – «И вновь Олимп. Создание азбуки» –пример святых братьев заставил ребят задуматься, при каких условиях человек может достигнуть успеха. Учащиеся искали ответ, проводя аналогию с пышным зеленым деревом: как дереву необходимы вода и воздух, так и для великих свершений необходимы такие нравственные составляющие, как целомудрие и чистота.
Более четырех лет просвещали братья все славянские страны, утверждая благочестие, расширяя круг переводов, поэтому их авторитет неуклонно возрастал. Несмотря на препоны со стороны западных епископов, святой Кирилл мужественно отстаивал «право славян славословить Бога на своем речении». Каждому из нас тоже суждено жить в обществе, неоднородном по своему национальному, конфессиональному составу. На шестой остановке – «Моравия. Встреча славянами святых Кирилла и Мефодия» – учащиеся выясняли, какое нравственное правило помогает сделать совместное существование народов более гармоничным. В своих поисках участники команд опирались на высказывание академика Д. С. Лихачева: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Ненависть к другим народам рано или поздно обращается и на часть своего народа, хотя бы на тех, кто не признает национализма. Национализм совершенно не равноценен любви к собственному народу. Это движение бесплодно, несозидательно».
Святые Кирилл и Мефодий направились в Рим ответствовать папе римскому, чему они учат в Моравии. Совершив течение свое земное, изнемогши от трудов апостольских, умер в Риме Кирилл. С трогательной прощальной просьбой обратился он к святому Мефодию: «Мы были с тобою, брат, как пара волов, одну ниву возделывающих. И вот я падаю на бразде, окончив день свой. А ты любишь гору (Олимп) больше, но не моги горы ради оставить учения своего».
На седьмой остановке – «Рим. Смерть Кирилла» – двое учащихся представили диалог по методике «учитель в роли ученика» и помогли участникам понять, что любовь является всеобъемлющим фактором в жизни людей, что любовь превыше всего.
Целый год учащиеся со своими наставниками шли «вослед святым первоучителям», с их благословения прикоснулись к духовному богатству человеческой души, осознали, что образование помогает раскрыть это богатство. Многосторонняя работа учащихся в течение года, их живое, заинтересованное участие в интеллектуальной игре вселяют надежду на то, что они осознали мудрость и глубину высказывания апостола: «Много умных, да добрых мало». Хочется верить, что нравственные уроки святых Кирилла и Мефодия помогут ребятам сформировать собственное мировоззрение, ведь лишь при условии выполнения нравственных правил человек может состояться как личность, жить полной, творческой жизнью, оставляя на своем пути добрые плоды своей учености, своего образования.
Ниже мы представляем плод учебных и нравственных трудов учащихся, итог нашего совместного путешествия: нравственный кодекс учащегося школы из семи правил.
1. Познай самого себя.
2. «И, если твой талант – крупица, соделай с нею чудеса…»
3. Не изменяй себе.
4. «Для блага ближнего живи…»
5. Великое рождается в целомудрии и чистоте.
6. Уважай традиции и культуру другого народа.
7. Любовь превыше всего.
По окончании «путешествия» школьный хор исполнил гимн святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.
Праздник закончился награждением победителей викторины, конкурса творческих работ, лучших участников дискуссий.