Советуем почитать
Обзор книг библиотеки Православного духовно-просветительского Центра семьи и молодёжи
Сегодня хотелось бы рассказать о книге "Загляни в своё сердце", посвященной удивительному Валаамскому старцу схиигумену Иоанну (Алексееву).
Схиигумен
Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской
губернии. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы. О своем детстве о.
Иоанн вспоминал: «Когда я научился читать, то приобрел несколько книжек
житий святых, тогда печатали маленькие книжечки. Был у меня единомысленный
друг, вот мы с ним и толковали, как нам спастись. Ходили пешком в Нилову
Пустынь, 150 верст от нас. Насушили мешочек сухарей, пристроили на плечи и -
марш в дорогу. Ходили мы туда три раза. Слыхали мы, что там в лесах живет
пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее, да и глуповаты были - ведь
только по 13 лет.
Старший мой брат жил в Петрограде. Он был деловой и неглупый, имел трактир и
меня к себе взял. Немного я пожил с ним, а книжечки все приобретал. Брат поехал
в деревню, а я в Коневский монастырь: нашелся попутный человек, владеющий
финским языком. На Коневце нам не понравилось, отправились на Валаам».
Первый раз Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь шестнадцатилетним мальчиком, в 1889 году. Там его сразу отправили в один из многочисленных скитов Валаама - преподобного Германа Валаамского. Четыре года послушничества пролетели как один день, так хорошо было здесь молитвенному юноше.
Потом Ивана призвали на военную службу. Служил Алексеев в стрелковом батальоне, после армии вернулся на несколько лет в деревню к родителям. Окончательно он прибыл на Валаам 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести всю мою жизнь в монастыре».
Семь лет потребовалось Ивану Алексееву, чтобы пройти искус новоначального инока. К братии монастыря он был причислен в 1907 году, а 22 мая 1910 года пострижен в монашество с именем Иакинф. Послушания исполнял самые различные, то в монастырских скитах, то на Валаамском подворье в Петербурге.
13 ноября 1921 года Иакинф был рукоположен в иеродиакона, через два дня - в иеромонаха. И тогда же его возвели в сан игумена, назначив настоятелем Трифоно-Печенгской обители, что на берегу Северного Ледовитого океана (теперь это Мурманская область). Для самого отца Иакинфа это было большой неожиданностью.
В должности настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря о. Иакинф прослужил десять лет. В октябре 31 года он, по собственной просьбе, был освобождён от должности настоятеля. Весной следующего года вернулся на Валаам и был направлен на проживание в уже знакомый ему скит Иоанна Предтечи. Надо отметить, что скит Иоанна Предтечи предназначался для тех, кто избрал для себя более суровый образ подвижничеств, поэтому и пост там соблюдался строже, чем в других скитах монастыря. Такие продукты, как молоко, масло и яйца там никогда не употреблялись в пищу. Также не благословлялась рыба, а добавление растительного масла разрешалось лишь в редкие дни. Женщинам нельзя было посещать Предтеченский остров. Сюда приезжали в основном из монастыря те мужчины-паломники, которые жаждали беседы с подвижниками о более глубокой духовной жизни.
В 1933 году бывший игумен принял схиму с именем Иоанн, однако в затвор не ушел: был монастырским духовником. К нему на исповедь и за духовным советом приходили не только насельники монастыря, но и многочисленные паломники. В 1940 году вместе с братией был вынужден эвакуироваться с Валаама из-под огня войны в сельское поместье Папиннеми в районе Хейнавеси (Финляндия), нынешний Новый Валаам.
Скончался схиигумен Иоанн в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии 6 июня 1958 года. Похоронили старца на кладбище Нового Валаама. По словам современников, "похороны были тихие, простые, скромные - всё было так, как он любил и каким он был сам всю свою жизнь".
В книге "Загляни в своё сердце" кроме жизнеописания отца Иоанна помещены его письма. Эти письма мудры и просты, как и жизнь подвижника. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о схиигумене Иоанне: "...валаамский старец поистине человек глубочайшего смирения, глубочайшего проникновения, это просто поразительно - человек очевидной святости", также крайне высоко он оценивает и эпистолярное наследие старца, отмечая, что собрание писем Иоанна (Алексеева) - "бесспорная вещь, прекрасная пища", хотя сам отец Иоанн, обращаясь к желающим издать его письма, замечал, что "Письма писал я, как Господь полагал мне на сердце. Человек я от природы застенчивый и не далёкого ума, это я вполне сознаю, и память плохая. В школах я не учился и как умею говорить, так и писал..."
Предлагаем вам некоторые отрывки из писем отца Иоанна своим духовным чадам. Самое ценное в них - духовные наставления старца, который учил и советовал на основе Священого Писания и святоотеческого предания, как идти по христианскому пути.
- Молитва - самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.
- О непрестанной и умно-сердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа - такое состояние у очень немногих, "едва ли обретешь из тысячи одного человека", - сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись.
- Других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.
- Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, т.е. что его побудило это сделать. Мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим.
- Блаженное твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно; не завидуй таковым и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям, и вместо истинного созерцания, впадают в дьявольскую прелесть. Благодатное ощущение Господь дает человеку, если у него очищено от страстей; в таком устроении были святые отцы, а нам грешным должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В Отечнике сказано: «Ученик сказал старцу: такой-то «видит ангелов». Старец ответил: «это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи».
-
Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов
его, также и праведник, если развратится, Господь не помянет его праведности.
- Святой Иоанн Листвичник удивляется странному в нас состоянию: почему имея
помощниками для добродетели и всесильного Бога, и ангелов, и св. человеков, а
на грех только одного беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к
страстям и порокам, нежели к добродетели? Вопрос остался открытым - святой не
хотел нам объяснить. Однако можно догадываться, что наша природа, порченная
преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющи, помогают дьяволу,
и Господь не нарушает наше самовластие. Нам
должно стремиться к добродетели насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели
состоит не в нашей власти, а в Господней, Господь хранит не за наши
труды, а за смирение: "Где
случилось падение - там предварила гордость", говорит Лествичник. Но
Господь по своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченная природа
очень и очень склонна ко греху.
-
Я в монастыре уже 48 лет и до того расстроился, что просто не знаю, с чего и
начинать, как спасти свою душу; однако, ты не подумай, что говорю так по
смирению. Нет, нет, а такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть
отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых
подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно, не понимал их по
неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую
дух, и не встречал такого наставника,
который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни,
а без руководства живущий - по Лествичнику - "ненадежный", ибо он
кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к нему по силе моей...
-Бога не представляй очень строгим. Он
очень милостивый, знает нашу человеческую немощь, святых отцов мы должны
благоговейно чтить, ибо они особенные избранники Божии.
- Верить слухам посторонним не верно; люди
как люди, иногда из комара делают слона и видят только немощи, а келейных слез
не могут знать, да и не способны проникнуть во внутреннюю жизнь
уединенного инока.
- Люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают.
- На исповеди не надо стараться, чтобы
были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего.
- Ты думаешь спастись легче в святых местах? Однако знай, куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой
повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а царствие-то Божие ведь
не вне, а внутри нас.
- Мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и
справедливость, а сами обязаны
исполнять заповедь о любви и быть справедливыми.
- Если и пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо; пал -
вставай, опять пал и опять вставай, так до последнего час смертного. Господь сошёл на эту землю не для
праведников, а для нас грешных.
- Чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и
грешнее. Избави Бог, если человек
увидит себя праведным.
- Молитва дороже всего, но и
врагу больше всего она не нравится; много делает препятствий не допустить нас
до молитвы, но бояться его не надо. Господь дает молитву молящемуся.
- Истинный пост есть злых отчуждение,
воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и
клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и
благоприятный". Ученый муж, величайший аскет, преп. Кассиан, пишет так:
"Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно
употреблять пищу, то не только не
получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся
тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен,
которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину; ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не
гнусно, если приемлется с благодарением (1 Тим. 4, 3); ибо кто что считает скверным, тому то и
скверно (Рим. 14, 14).
-
Вот, что я заметил: большая ошибка и немощь - много заботиться, чтобы продлить
нашу жизнь, однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: "Ищите
же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам". Вот наша
забота и стремление должны быть, чтобы жить по заповедям его и очистить сердце
от страстей.
- Не обращай внимания на других и не следи за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя даст ответ Богу;
пусть они сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы
требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто
поставлен на это промыслом Божиим.