• Прошлое и настоящее Дивногорской обители

    01.09.2017

    С 11 по 13 августа Православным духовно-просветительским Центром семьи и молодёжи была организована паломническая поездка в Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь.

    Расположена обитель в удивительно красивом месте - с одной стороны здесь встречаются две реки - Дон и Тихая Сосна, а с другой - возвышается меловая гора, на вершине которой стоят уникальные меловые столбы, созданные самой природой с помощью дождя и ветра. Местное население называло эти столбы-останцы "дивами" (от слова "диво" - "чудо"), что и дало название окрестным землям.

    В монастыре наша паломническая группа была всего полтора дня. Поначалу возникло опасение, что за такое короткое время ничего не успеем. Но волновались напрасно. В обители время как будто замедлило свой ход. Мы смогли побывать с экскурсией в храме Сицилийской иконы Божией Матери и в уникальной пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи, выдолбленной целиком внутри меловой горы. Нам удалось спуститься в меловые пещеры, температура в которых даже в эти знойные дни не поднималась выше 7 градусов.

    Постарались не пропустить ни одного богослужения, а службы тут продолжительные, неторопливые. Исповедь в Дивногорье начинается после вечернего правила. К этому времени солнце уже заходит и в храме горят только немногочисленные свечи. Принимают исповедь сразу несколько иеромонахов. Всем, кто хотел, удалось не только обстоятельно исповедаться, но и получить духовный совет у батюшек, а также ответы на некоторые трудные жизненные вопросы. А момент, когда выходишь после исповеди из храма в кромешную ночь, звенящую августовскими сверчками и наполненную пьянящими запахами незнакомых трав и деревьев, навсегда отложился в копилке памяти как один из самых счастливых...

    Но как ни стараешься в паломничестве отрешиться от обычной жизни, а журналистская привычка берт своё. Мысль о том, что обо всём увиденном в Дивногорье надо поделиться с читателями, неотступно преследовала меня всю поездку. И как ответ на неё - буквально за час до отправления автобуса в Таганрог - радостное известие, что настоятель монастыря иеромонах Алексий (Сукачев), несмотря на свою необыкновенную занятость, нашел время для небольшого интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

     

     - Отец Алексий, расскажите об истории Дивногорского монастыря.

     

    - По преданию, первые иноки поселились в Дивных горах ещё в XIV веке или ранее. Основали монастырь пришедшие сюда из Италии (тогда это была православная страна) схимонахи Ксенофонт и Иоасаф. Они принесли с собой икону Божией Матери "Сицилийская", которая позже, в XIX веке, стала главной святыней монастыря и всей Воронежской епархии благодаря многочисленным чудесам и исцелениям, явленным Богородицей по молитвам перед её иконой.

    Именно с тех времен возникли пещерные лабиринты, вырытые в меловой горе искателями уединенного Богообщения. Тогда же был соделан пещерный храм в честь Успения Божией Матери.

    Набеги крымских и ногайских татар делали Придонье неспокойным, мирная монашеская жизнь в этих местах на несколько веков была прервана. Лишь в середине XVII века, вместе с казаками, на Дон пришли православные монахи и монастырь возродился.

    В 1786 году по повелению императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, но духовенство и местные жители настойчиво ходатайствовали о восстановлении Дивногорской обители, и в 1828 году монастырь вновь открылся.

    Через два года после этого в жизни Дивногорья произошло величайшее событие - обретение чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери. С тех пор в монастыре сложилась традиция совершать по Воронежской земле Крестные ходы с чудотворной иконой, которую местные жители стали называть "Исцелийская", так много исцелений даровала Богородица через этот образ.

    В Советское время началось разорение монастыря. В 1924 году он был закрыт и разграблен, а некоторые строения - разрушены. В стенах обители сначала разместили дом отдыха, а в 1960-е годы - туберкулёзный санаторий. Уникальные меловые пещеры, принадлежавшие ранее монастырю, стали приходить в упадок и разрушаться.

     - В каком году монастырь вновь вернули верующим? В каком состоянии он был?

    - Территорию Дивногорской обители возвратили Русской Православной Церкви летом 1997 года. В первое десятилетие, тогда настоятелем был архимандрит Парфений (Шалатонов), братии пришлось очень много работать по восстановлению монастыря. Здания были в очень плохом состоянии: все окна надо было менять, крышу перекрывать, заниматься внутренней и наружной отделкой помещений.

     В Успенском соборе, который использовался как клуб, алтарная и купольная части полностью отсутствовали. В восточной части храма размещалась сцена, а над ней была надпись: "Наш паровоз вперед лети!". Клуб был закрыт, так как находился в аварийном состоянии. Колокольня на время передачи монастыря была разрушена до половины.

     

    - Сколько насельников было в монастыре в начале?

    - Сначала пришли два человека, через месяц еще один. Это кроме настоятеля. И они пришли просто трудниками, а потом стали послушниками. Кого-то раньше, кого-то позже постригли. Как я уже говорил, в начале монахам пришлось очень много потрудиться физически. Это сейчас братия больше молится, а тогда монахи работали больше, чем трудники: окна поставить, крышу перекрыть, ещё у монастыря были большие огороды, скот, птица...

    В начале Литургию в монастыре служили 2-3 раза в неделю. Потом был введен полный круг Богослужений. Мы это продолжили.

    Можно спасаться, конечно, и в миру. Но в монастырь люди уходят, для того, чтобы иметь больше времени для молитв, уединения, трезвения. Чтобы меньше что-то мешало, отвлекало от Богомыслия, от чтения духовной литературы, молитвы. Но и трудиться физически монаху обязательно надо. Но чтобы меньше было забот о внешнем: во что одеться, обуться, что есть. Чтобы голова была занята работой над собой, покаянием, духовным совершенствованием.

    - Главная святыня монастыря - Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Расскажите о ней.

    - В 1830-1831 годах по всей России были вспышки эпидемии холеры. Была сильная эпидемия и в Воронежской земле. Одной благочестивой женщине из города Коротояка, Екатерине Илларионовне Коломенской, во сне явилась Царица Небесная и повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить перед ней молебен. Женщина рассказала об этом видении в Кротоякском соборе, и народ отправился в Дивногорский монастырь за иконою. Но образа, виденного Екатериной Илларионовной во сне, в монастыре не оказалось. Настоятель иеромонах Афанасий стал расспрашивать, созвав всех, кто находился в монастыре. И вот монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, сказал, что видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Когда Екатерина Коломенская пошла в Дивы и увидела эту икону, она узнала в ней ту, которая явилась ей во сне.

    После молебна и Крестного хода с иконою Божией Матери Сицилийской в городе Коротояке холера совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно, в память о первом чуде избавления города от эпидемии, на некоторое время брать эту икону в свой соборный храм. Постепенно слава о чудотворной Сицилийской иконе разнеслась по всей России. Многие города стали просить, чтобы святой образ побывал и у них. Так возникла традиция совершать Крестные ходы с этой чудотворной иконой.

    А в Священном Синоде (в Петербурге) даже стали составлять график: где, когда, и сколько дней икона будет находиться. Были года, когда её вообще в монастыре не было. Тогда иноки решили сделать точный список с чудотворной иконы, чтобы на время её отсутствия такой список оставался в монастыре.

     

    - Что случилось с иконой после революции?

    - После революции она пропала. Когда уже в наше время стали разыскивать икону и для этого начали работать в архивах, обнаружили, что в 1928 году она ещё была в Острогожске в Соборном Троицком храме. А о дальнейшей судьбе Сицилийской иконы нам пока ничего не известно. В годы Великой Отечественной войны город Острогожск сильно бомбили, его буквально стёрли с лица земли. Может, икона погибла, может быть, где-то лежит и никто не догадывается, какая это святыня. А может, её вывезли заграницу.

     

    - А сейчас какая икона находится в Дивногорье?

    - Это список. Его обрели недалеко, в селе Петропавловском. В начале 1990-х годов целенаправленно стали искать Сицилийскую икону Божией Матери. И вот одна женщина сказала, что у неё есть такая икона. В начале она спросила, зачем икону разыскивают, куда её денут. Когда узнала, что её разыскивают, чтобы вернуть святыню в Дивногорский монастырь, то пригласила к себе в дом, открыла зановесочки, а там - эта икона. Возили икону на экспертизу, оказалось, что написана она в середине XIX века. Скорее всего, это один из тех списков, что монахи писали в те далёкие годы.

    И сейчас, как и в прошлые времена, по молитвам перед чудотворной иконой происходят исцеления от болезней. Мы собираем свидетельства о благодатной помощи Богородицы от этой её иконы. А ещё в честь тех крестных ходов, что были до революции, с 2010 года в монастыре возобновилась традиция совершать с 14 июля в течение месяца Крестный ход с Сицилийской иконой Божией Матери по храмам Воронежской митрополии, где особо почитается сей образ Богородицы.

     

    - Дивногорский монастырь находится в уникальном месте, у подножия меловой горы. И здесь такие необыкновенные пещерные храмы с подземными ходами, похожими на Киевские пещеры. Какие работы по их восстановлению сейчас ведутся?

     - Теперь Дивногорье имеет не такой вид, как в старину. Уникальные меловые сооружения очень пострадали. Столбы-дивы стали в два раза меньше по сравнению с тем, какими были в начале ХХ века. Разрушаются они как от естественных причин – дождя, ветра, перепада температур, так и от рук человека. Все-таки в старину к таким местам относились с большим благоговением. А после революции и меловой кусочек могли отколоть на память, и надпись, типа «здесь был я» сделать. Некоторые люди в пещеры лазили, разрывали, что-то искали, думали, там монахи клады зарыли.

    А реставрационные работы здесь могут проводить только специалисты. Кроме мела никакие материалы для восстановления использовать нельзя. Сейчас временно реставрация прекратилась – не хватает средств. Пока восстанавливаем монастырскую колокольню, а потом, с Божьей помощью, дойдет очередь и до пещерного храма. Далее планируем и пещеры восстанавливать. Но уже сейчас в пещерном храме совершаем два раза в месяц Литургии.

    - Иногда в интернете встречаешь мнение, что монастырям паломники не нужны, они только отвлекают монахов от молитвы...

    - Конечно, в идеале монах должен быть в уединении. Но когда я был на Афоне, то видел, что и там очень много паломников бывает. Там к приёму паломников относятся как к определённой миссии. Во-первых, где ещё люди могут прикоснуться к святыне, увидеть пример благочестивой жизни, как ни в монастыре, а во-вторых, паломники - это и финансовая помощь, а на Афоне нужно очень многое восстанавливать.

    И еще, мы не должны забывать, что каждого путника надо принимать как самого Христа. Того, кто к нам пришел, мы должны как-то упокоить, уделить ему внимание, время... Это неотъемлемая часть христианского служения, которое должен нести монастырь.

     А зимой у нас в монастыре паломников почти не бывает, так что в это время тут и тихо, и спокойно, и ничто не мешает уединенной молитве...

     

    - Можете дать советы паломникам, чтобы их поездка в монастырь смогла принести им духовную пользу, а не превратилась в простую экскурсию.

    - Я бы обратил внимание на её внутреннее содержание. Крестные ходы, паломничества связаны с покаянием, осознанием своей немощи. Мы просим помощи у тех святых, имена которых связаны с монастырем, в который приехали. Прикладываемся к их святым мощам. А может, даем какой-либо обет, и по обету совершаем паломничество.

    А ещё многое зависит от тех, кто знакомит паломников с монастырем. Если экскурсовод будет обращать внимание только на внешние достоинства монастыря, сообщая факты о датах постройки, архитектурных стилях, количестве братии и т. п., то в душе у паломников ничего не останется.

     

    - Отец Алексий, в завершение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям газеты?

     - Нужно везде оставаться христианами. И в храме, и в семье, и на работе. Стараться быть не хмурыми, напряженными, а добрыми, открытыми, жизнерадостными. Ни в коем случае не унывать, несмотря ни на какие ситуации - экономические, политические. Христос и его последователи жили в разные времена и в любых ситуациях оставались христианами. Постились, молились и благодарили Бога за все.

     Светлана Григоришина

    По материалам газеты "Юг православный" 

     

     

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий