Психологические ловушки и проблемы на пути воцерковления
С лекцией на эту тему в Православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи выступила кандидат психологических наук, практикующий психолог Дарья Халаджиева.
В начале встречи Дарья Семёновна отметила, что эта лекция может быть интересна тем, кто задумывается, что же происходит с ним в Церкви и добавила, что материал беседы опирается, с одной стороны, на её личные наблюдения и на опыт, который накопился во время психологического консультирования в Центре семьи и молодёжи, а с другой стороны – на работы православного психолога Наталии Скуратовской.
— Сегодня мы постараемся разобраться в таком непростом вопросе, который Наталия Станиславовна Скуратовская определила так: «Почему же, идя в Церковь, вроде бы к Богу, к радости, к любви, к тому, чтобы стать лучше, люди, в результате, нередко оказываются в психологическом тупике, становятся несчастны, а то и обзаводятся неврозом, которого до Церкви не было, ухитряются разрушить, порой, семейную и профессиональную жизнь». Для этого мы рассмотрим различные опасности, которые подстерегают верующих на психологическом уровне.
Одной из таких ловушек можно назвать проблему разделения ответственности: где моё, а где нет, или, кто кому должен. В психологии есть понятие: «локус контроля» — это склонность приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Если мы обратимся к православным, то тоже можем увидеть людей со склонностью в ту или сторону. Либо человек «всё сгребает на себя», например, берёт молитвенный подвиг, вымаливая грехи всей своей родни до десятого колена (внутренний локус контроля), либо человек всю ответственность возлагает на кого-то другого, и все ему вокруг должны: Церковь должна, батюшка должен… (внешний локус контроля). Сюда же относятся и такие ситуации, когда человек не может и шагу ступить самостоятельно, а по всякому, даже незначительному, поводу (типа в белый или синий цвет красить забор) идёт за советом к духовнику, как бы не желая на себя брать ответственность за свою жизнь. И это уже инфантильность, которая может влиять на взаимоотношения со своим пастырем и с сёстрами и братьями во Христе.
Понятно, что есть традиция послушания, её никто не отрицает, но тут должен быть разумный баланс, надо понять, какой смысл в это вкладывается: готовы ли вы действительно принять полное послушание как аскетический подвиг или за этим скрывается определённый невроз – неготовность быть собой, страх и глубокая внутренняя растерянность. Невроз – это страдание, при нем человек не чувствует себя целостным, у него возникают такие специфические состояния, как страх, вина, тревога. И получается, что я уже миновал период неофитства, а какого-то изменения в лучшую сторону не происходит: мне нерадостно, я не люблю ни себя, ни окружающих, я не в ладу с собой, страдания только увеличиваются… Тут важно вовремя осознать, что в духовной жизни что-то происходит не так, что моё движение к Богу подменяется неврозами.
Например, если замечаем, что через любовь к ближнему мы «расширяемся», то мы на правильном пути, а если как бы «схлопываемся», то, может, есть смысл остановиться и сначала признать, что я существо эгоистичное и потом потихонечку начать учится этой самой любви к ближнему.
Часто с новоначальными происходит такая вещь: они берут на себя груз завышенных ожиданий, которые не в силах нести. Потому что хочется сразу стать достойным Рая, а то, что дорога туда у каждого своя, этого понимать не хочется.К примеру, взяли на себя правило читать три тысячи Иисусовых молитв в день, а такие аспекты, как покаяние, милосердие отходят на второй план. И человек может постепенно приходит к состоянию, которое мы называем прелесть. Или начинаем становиться этакими домашними тиранами, желающими всех обратить в православие, всем ближним «причинить добро» и «загнать» в Царство Небесное. А потом удивляемся: почему дети, повзрослев, уходят из Церкви, а друзья начинают обходить нас десятой дорогой…
Ещё одной ловушкой на пути воцерковления может быть влияние прошлого опыта на нашу церковную жизнь, когда происходит вторичная травматизация.
Например, в детстве у нас были жестокие родители и неосознанно в Церкви мы находим духовника, который отличается суровым нравом, либо ещё что-то. И хотя первоначально у нас было намерение стать новыми людьми, но тем не менее весь багаж предыдущего опыта мы переносим в том числе и в нашу церковную жизнь. И зачастую сами себе не даём возможность взглянуть на свою жизнь по-новому и перекладываем ответственность за вторичную травматизацию на других: это не я такой, а Церковь такая, это они все такие, весь мир ужасен…Эти проблемы требуют от человека большой внутренней работы и, мне кажется, хорошо могут решаться с психологом.
Ещё одной ловушкой лектор назвала сложности на ментальном плане. Это, прежде всего, низкий уровень осознанности: человек не понимает, что он делает в храме, что происходит на службе. А второй момент – некритическое мышление, когда, придя к вере, проникаешься разными около православными представлениями и всевозможными суевериями.
— А если человеку задать какой-нибудь вопрос, то тебе говорят, что эти вопросы неправильные, они чуть ли не от лукавого, думать – это то, что запрещено православному, ты должен верить… я конечно, немножко утрирую, но, к сожалению, такое встречается в церковной среде, — заметила Дарья Семёновна.
Следующей сложностью на ментальном плане психолог назвала ложные установки и ожидания.
— С этим каждый из нас в той или иной мере сталкивался. Мы приходим в Церковь часто с завышенными ожиданиями и от батюшек, и от Церкви, и от нас самих. Примеров этому может быть тысяча, начиная с того, что мы думаем: раз я пришёл в Церковь, то сразу мне станет хорошо, до таких страшных вещей, как, например, манипуляция здоровьем со стороны так называемых «младостарцев», которые говорят:«Ты сделаешь так-то, и тебе это поможет, а к врачам идти не надо…» И в итоге на приходе или в монастыре могут образовываться целые православные «секты», которые подпитываются этими самыми ложными установками и ожиданиями.
В этот вечер были рассмотрены и другие виды психологических проблем для паствы и пастырей. Слушатели активно участвовали в беседе, задавали вопросы, ведь почти все в той или иной степени сталкивались с подобным в своей жизни в Церкви. Конечно, в рамках одной лекции все многообразие поднятых проблем не могло быть не то что решено, но даже обозначено, и Дарья Семеновна обещала, что она продолжит такие встречи в Центре семьи и молодёжи. А на подводящий итог вопрос из зала, как же со всеми этими «ловушками» справляться, ответила:
— Главное – не застывать на месте, а двигаться вперёд и ввысь, помня, что наша главная цель – стать подобными Господу нашему Иисусу Христу. И помимо участия в Таинствах стараться приобщаться к церковной культуре, заниматься самообразованием, например, приходя на лекции в Центр семьи и молодёжи, не бояться быть критичным, задавать вопросы, жить полноценной, творческой жизнью.