ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ
КАЛИНИНА Г., НАУМОВА А. КАК МЫ ЛЮБИМ НАШИХ ДЕТЕЙ? Стратегии семейного воспитания. "Как мы любим наших детей?" - вопрос, который наверняка актуален для каждой семьи. Ведь за расхожим понятием "родительская любовь" зачастую скрывается множество семейных драм и детских трагедий. Что же такое "настоящая родительская любовь", как ей научиться, как исправить ошибки, допущенные ранее, как понять, кого и зачем мы растим и воспитываем из наших детей? На все эти и множество других "больных" для каждого родительского сердца вопросов поможет вам ответить книга известных православных педагогов и публицистов Галины Калининой и Анастасии Наумовой. Книга дополнена хрестоматией, в которую вошли практические рекомендации и советы знаменитых педагогов и учителей, как светских, так и православных.
ИГУМЕН ЕВМЕНИЙ. АНОМАЛИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ. «Мои дети постоянно напоминают мне, что они — не моя собственность… Тем, что не слушаются, тем, что носятся по квартире, дерутся, разбивают посуду, проливают клей на одежду…. Как только я пытаюсь загнать их в «свои» рамки, о, как они отчаянно сопротивляются! И я каждый раз убеждаюсь: они — НЕ МОИ! Это особые люди, самостоятельные бесконечности, а я, — всего лишь их земное начало…» - пишет в предисловии автор книги – священник, доктор, многодетный папа.
Книга игумена Евмения помогает отделить злаки от плевел, отличать истинную родительскую любовь от деструктивной, замаскированной под любовь, называть вещи своими именами. Никто из нас не является совершенным родителем, и это значит, что, в той или иной степени, мы можем негативно влиять на своего ребенка, неосознанно решая за его счет свои личные проблемы, препятствуя его гармоничному психическому и нравственному становлению. Книга просто и доступно рассказывает о самом главном: как, посредством каких конкретных действий построить мир в своем доме, как восстановить нарушенные связи между самыми близкими, как перестроить, выправить искаженные отношения.
Это книга о том, как восстановить главную связь: найти Небесного Отца, вернуться к Богу.
ТАТЬЯНА ШИШОВА. ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ. В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности. Книга — не плод досужих домыслов кабинетного ученого. Она создавалась на основе практической работы, в процессе наблюдения за детьми. Как за «трудными», с которыми проводились психокоррекционные занятия, так и за «легкими», которым подобные занятия не требовались, но с которыми у родителей периодически возникали проблемы, и тогда они в поисках решения обращались к специалистам. Автор книги — православный педагог, публицист, драматург, член Союза писателей России и один из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии — коррекции детских поведенческих расстройств при помощи кукольного театра. Автор делится своим опытом, размышляет и дает
конкретные советы, как найти с ребенком общий язык и сохранить его нравственное и психическое здоровье. Иными словами, как добиться того, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ.
ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ТАТЬЯНА ШИШОВА. КНИГА ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. БЛИЦ-ПЕДАГОГИКА. Авторы этой книги придумали весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов (страхов, патологической застенчивости, демонстративности, тиков, заикания и т. п.). Они лечат детей с помощью кукольного театра. Придя к ним на занятия, застенчивый ребенок получает возможность спрятаться за стенку, то есть за театральную ширму, надеть маску. Он не боится быть уличенным в своих пороках, ибо говорит от имени персонажа-куклы. Вот уже несколько лет Ирина Медведева и Татьяна Шишова (они и профессиональные психологи и профессиональные драматурги) успешно занимаются с детьми и их родителями такой “куклотерапией”. Свою методику они назвали методикой драматической психоэлевации. “Психоэлевация” в переводе на человеческий язык — возвышение души. Ну а “драматическая” — это понятно: театральными средствами. Общение с большим количеством детей и родителей позволяет авторам думать, что детские неврозы формируются и развиваются главным образом в семье, поэтому лечиться, а главное, предупреждаться, тоже должны в семье. Сегодняшняя атмосфера в обществе, к сожалению, весьма способствует возникновению и обострению психических болезней, особенно у детей. Семья становится фактически единственным оплотом традиционного воспитания, которое, по глубочайшему убеждению авторов, есть основа психического здоровья.
ДУША ВАШЕГО РЕБЕНКА. СОРОК ВОПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ О ДЕТЯХ. 4-е издание. Составитель – Марина Нефёдова. В процессе воспитания детей возникает много вопросов: в чем разница в воспитании мальчиков и девочек? Как правильно разрешить конфликты братьев и сестер? Сколько ребенку нужно свободы, чтобы воспитать в нем ответственность? Что делать, когда ребенок врет? С этими и многими другими проблемами вам поможет справиться эта книга, содержащая в себе советы профессиональных психологов, православных священников, педагогов и родителей.
Протоиерей АЛЕКСЕЙ УМИНСКИЙ. РЕБЁНОК В ЦЕРКВИ. Заметки о высшем искусстве. Книга священника Алексея Уминского — сразу о многом: о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. Отец Алексей, имея опыт директора и духовника православной гимназии, поднимает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как ребенку исповедоваться и поститься, каково место детей в приходе, что такое детская духовная жизнь и что на самом деле приводит ребенка ко Христу?
Протоиерей АЛЕКСЕЙ УМИНСКИЙ. ПОДРОСТОК В СЕМЬЕ И ЦЕРКВИ. Преодоление зон недоверия. Подростковый возраст ребенка ставит перед родителями множество новых вопросов. Как говорить с подростком? Как сохранить с ним эмоциональный контакт? Как заслужить его доверие? Как уберечь от соблазнов мира? Для верующих родителей не менее болезненно звучит еще один вопрос: почему подростки уходят из Церкви? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в этой книге. Для родителей сегодняшних и будущих подростков, которые хотели бы выстроить доверительные отношения со своими детьми. В то же время она адресована и самим подросткам, они найдут в ней ответы на волнующие их вопросы о самом главном: о вере, о Боге и о смысле жизни. Протоиерей Алексей Уминский обладает уникальным опытом - пастырским, педагогическим, отцовским. В своей книге он рассказывает, чем поддержать своего "неудобного" подростка в сложный период жизни и как сделать так, чтобы его душа не закрылась для Бога.
БЫТЬ ОТЦОМ! Знаменитые папы — о своем родительском опыте. Отцовство - потерянный в наше время дар, и для его возвращения в современную жизнь нужно приложить усилия. Причем не только мужчинам, но и женщинам, ведь их поддержка и помощь многое решают. О том, в чем состоит значение семьи и отцовства для мужчины, как ему найти свое место в новой системе отношений и выстраивать их, как воспитывать детей, рассуждают, опираясь на свой опыт, знаменитые отцы – Федор Конюхов, Андрей Мерзликин, Захар Прилепин, певец Сергей Трофиов, Даниил Спиваковский, Николай Валуев и др.
Протоиерей АНДРЕЙ ТКАЧЕВ. В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ. Беседы о христианском воспитании. «Батюшка, мой сын совсем от рук отбился. С женой разошелся, пьет...» «Батюшка, помолитесь о моём сыне. Грубый стал, дерзкий. Никого не слушает. Работу бросил...» «Ой, батюшка. Что с моей дочкой делается? Стыдно сказать...» По словам протоиерея Андрея Ткачева, «подобные жалобы и просьбы священники выслушивают чаще, чем рядовой гражданин — прогноз погоды. Но, как говорит отец Андрей, - отмаливать 25-летнего неправильно живущего человека — это отмывать грязь, копившуюся 25 лет. Труд — менее легкий, чем «из болота тащить бегемота». Церковь не действует магически: отчитали — всё прошло; в храме был — и всё в порядке. Детей нужно воспитывать». Как воспитывать? Об этом и размышляет священник, беседуя с родителями о христианском воспитании детей. К слову сказать, размышляя о христианском воспитании, автор отмечает: «… насыщение ума христианскими знаниями автоматически человека лучше не делает. Необходимо воздействие на все стороны личности. Нужна благоразумная строгость, трудовое воспитание, закалка воли, добрые примеры и еще многое другое. Послушание родителям, уважение к старшим, благодар-ность, трудолюбие, скромность, терпение, щедрость и т. д. не являются сугубо христи-анскими добродетелями. Эти и другие добрые качества культивировались в разных традициях. Ту сумму добродетелей, которую можно найти во «всемирной копилке нравственности», вернее, ту ее часть, которая не противоречит Евангелию, нужно прививать детям до устного наставления в вере». Этот процесс отец Андрей условно называет «дохристианским воспитанием». Говорить на эту тему его вдохновляет апостол Павел, который отмечает, что не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46). Да и согласно богословам нашим, составлявшим катехизисы, - ««естественное» Откровение предшествует «сверхъестественному»». То есть, объясняет автор, прежде чем раскрыть Святую Книгу, нужно всмотреться в окружающий мир. За фасадом его гармоничной сложности нужно вначале почувствовать руку Великого Художника. Тогда семя Писаний ляжет на вспаханную почву»..