Основы православной культуры без мифов
Основы православной культуры без мифов
С апреля 2010 года предмет «духовно-нравственная культура» введен в качестве эксперимента в 18 субъектах Российской Федерации. Окончательное решение вопроса по утверждению курса назначено на 2012 год, когда по итогам первых экспериментов можно будет подвести определенные итоги. В Таганроге с нового учебного года в шести школах преподаются «Основы православной культуры». О том, что представляет собой новый учебный предмет и как говорить со школьниками на такую деликатную тему мы попросили рассказать Скворцову А.Н., заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 5, которая раньше других вступила в эксперимент по освоению нового предмета.
Начну с главного: «Основы православной культуры» - предмет вполне светский, он вовсе преследует цели воцерковить, привить религиозное сознание, научить основам веры. И преподавать этот предмет будут светские учителя. Собственно говоря, его и учебным предметом-то назвать можно условно: знания там являются лишь иллюстрацией к чему-то более важному, значительному, что называется воспитанием в истинном смысле этого слова.
Классическая русская педагогика утверждает, что самая главная наука, которую должен освоить в школе ученик, - это наука быть человеком. А для этого школа должна передать ребенку определенную систему ценностей, накопленных поколениями, своеобразный золотой запас, только духовный.
Каждая мировая религия имеет свои плоды: выверенную веками этическую систему и художественную культуру, которые придают тому или иному народу неповторимый голос во всеобщем мировом хоре. Неслучайно, кроме православной культуры, российские дети имеют возможность с 2010 года изучать исламскую, буддийскую культуру, культуру иудаизма, светскую этику или сводный курс по истории традиционных религий России. (Выбор направления, безусловно, остается за родителями). По сути, новый учебный курс призван помочь растущему человеку ответить на очень важные вопросы. Эти вопросы задавали мамам все малыши из замечательного советского мультика по сказке Р. Киплинга:
- Кто я?
- Ты тигренок (лягушонок, медвежонок и т.д.).
- А это хорошо – быть тигренком (лягушонком, медвежонком и т.д.)?
- Это самое прекрасное на свете, потому что…
Помните, осиротевший львенок, не получивший ответа на эти вопросы, никак не может соотнести себя с той или иной стихией и поведенческой традицией, он не знает, как ведут себя львы в той или иной ситуации. А получив искаженное представление о себе от лживой гиены, проходит трудный путь познания мира и себя, не раз оказываясь в смертельной опасности. По законам сказки все кончается хорошо. В жизни так бывает далеко не всегда.
Чтобы выжить, любому человеку, да и всему народу, нужно сохранить собственную идентичность – умение соотнести себя с той или иной культурной средой, традицией. Необходимо понимание того, кто ты, откуда и куда идешь. Современные педагоги и психологи считают, что без этого человек становится разрушителем. Разрушает он не только мир вокруг, но, в первую очередь, самого себя. Духовная культура, напротив, призывает человека к самосозиданию на нравственных началах. И в этом отношении она, как известный школьный предмет, а может, и более, чем он, обеспечивает безопасность жизнедеятельности.
Несмотря на светский, культурологический подход к преподаванию основ православной культуры, общественное мнение по-прежнему основывается на некоторых мифах. Миф первый: «о светском характере говорят для отвода глаз, а сами будут навязывать православную веру». Мне кажется убедительней позиция представителя православной церкви, иеромонаха Августина, главного редактора известного журнала «Виноград», а в прошлом выпускника 5-й школы. Размышляя о возможностях нового предмета, он говорит: «Большинство наших детей не имеют живой веры. Она не должна преподаваться в общеобразовательной школе, да это и невозможно, веру должны передавать своим детям родители». От себя хочу заметить, что навязывание веры ничего кроме отторжения вызвать не может.
Миф второй: «успешность с православными взглядами на жизнь не уживается. Человек с православным мировоззрением не может быть успешным в современной жизни. Он будет несчастлив». Однако учителя нашей школы придерживаются другой точки зрения. Марина Геннадьевна Ли, любимая учительница многих мальчишек и девчонок, говорит: «Я преподаю предмет «Основы православной культуры» пятиклассникам. Главную цель этого предмета я вижу в том, чтобы вызвать духовную жажду в детях, жажду осмысленной жизни, устремленность ко всему вечному, чистому, доброму. К тому, что придает образ Божий человеку. Я заметила, что когда дети делают что-то доброе или чувствуют что-нибудь доброе, они радуются, и в этой радости познают законы духовного мира: только отдавая, можно стать по-настоящему счастливым. Я говорю им, что счастливый человек – это тот, кто живет не для себя только, а для чего-то высокого, важного, главного. И по большому счету православие дает человеку рецепт счастья. Он изложен в нагорной проповеди. Но я уважаю свободу выбора своих учеников и учу их этому. Считаю, что главное в личности каждого – это свобода воли в определении добра и зла. А величайшим даром является способность любить и сострадать. Всему этому человека учит православная культура». Добавлю лишь, что успешность сама по себе не гарантирует счастья и долгой жизни, а вот осмысленное бытие дает человеку чувство непреходящей радости.
Миф третий: «преподавание православной культуры может вызвать конфликты среди учеников». Что ж, прислушаемся к мнению самих учеников. Устами младенца, как известно, истина глаголет. Вот что говорит восьмиклассница нашей школы Якунина Лида: «У меня православная семья. Мы ходим в храм. Раньше об этом говорить было не принято. Ребята могли насмехаться, дразнить. Когда у нас появился предмет «Основы православной культуры», вдруг оказалось, что среди моих одноклассников – очень многие с уважением и серьезно относятся к вере. А учителя говорят всем, что нужно уважать чувства любого верующего человека. Среди наших учителей есть и верующие. Этот предмет помогает лучше понимать друг друга».
Как видим, живой опыт детской души разрушает идеологические штампы.
Миф четвертый, самый грозный: «преподавание в школе православной, мусульманской, иудейской культур усилит межрелигиозные напряжение в нашем обществе». Чтобы развеять его, предоставим слово протодиакону А. Кураеву, профессору Московской Духовной академии, недавно побывавшему в Таганроге на встрече с педагогической общественностью: «Если школа будет игнорировать религию, станет ли лучше? Национально-религиозные различия существуют независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начнут их замечать и осмыслять. Так пусть лучше они это сделают в школе, а не в стайке скинхедов. Лучше всей мощью школьного гуманизма вмешаться в неизбежный процесс религиозной и этнической самоидентификации и сделать его по возможности неагрессивным. Поэтому именно школа должна приучить детей, что из формулы «я люблю мое» не вытекает формула «я ненавижу чужое». И здесь наш курс – скорое лекарство от экстремизма. Беда лишь в том, что мы лет на двадцать запоздали с такими уроками. Для России же это смертельно опасно: если государство не возьмет под контроль потоки информации о религии, которые идут к детям, нас разнесет в клочья». Хочу заметить, что это было сказано до известных событий в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Толерантно-уважительно относиться к другим культурам – главное условие мирного сосуществования наций и народов в современном мире. Но, согласитесь, странно воспитывать уважение к чужим святыням, не воспитав того же чувства по отношению к своим. Сначала нужно научиться любить свое, а потом, с имеющимся уже опытом любви и благоговения, восхищаться чужим. Сначала нужно научиться быть патриотом, а потом уже гражданином мира. Но в последние десятилетия мы почему-то стыдимся вслух говорить о том, что мы - русские и православные: как бы не обидеть представителей других конфессий и национальностей. Многие из них, кстати, обладают чувством национального достоинства и не стыдятся открыто исповедовать свои религиозные убеждения. И это нормально, если не забывать принцип: «Восхваляя свое, нельзя хулить чужое». Именно на этом принципе строится преподавание основ православной культуры не только в 5-й, но и во всех школах нашего города.
Есть еще и другие принципы, которых мы, учителя, придерживаемся. Например, нельзя идентифицировать себя по конфессиональному признаку. Это означает, что на уроке педагог может сказать «мы» только в двух случаях: «мы, люди» и «мы, граждане России». А такие высказывания, как «все мы, православные» или «Господь заповедал нам», недопустимы. Уважая свободу личного выбора ученика, учитель скажет: «Христиане считают, что…» или «В православной традиции принято понимать это так…».
К сожалению, мифов вокруг нового предмета немало, поэтому его введение должно сопровождаться разъяснительной работой с родителями. Нужно, чтобы они поверили, что приобщая к православной культуре, школа не посягает на свободу конфессиального самоопределения ребенка, а укореняет его в почве традиционной культуры и нравственности, защищает от негативных влияний современного мира, формирует в нем нравственное начало. Многие родители нашей школы поняли это и высоко оценили значимость нового предмета. Вот мнение Шевченко Михаила Юрьевича, папы троих наших учеников: «Считаю, что такие предметы как православная культура, этика, религии мира, не должны исчезать из школьной программы, тем более в наше время – бездумной рекламы, компьютерных игр, совершенно бездарных, а порой агрессивных мультфильмов и телепередач для детей. А сколько сект появилось в наше время! Сколько родителей плачут! Мои дети изучают православную культуру, я рад этому. У них появились очень интересные рассуждения о жизни, о взаимоотношениях людей. Появилась способность оценивать свои поступки и признавать вину. С удивлением замечаю, что идет внутренняя работа по преодолению себя. Они задаются непростыми вопросами. Считаю, что осповы православной культуры сыграли в этом не последнюю роль.
И в заключение хочу поделиться мыслью, которая пришла мне в голову на одном из уроков православной культуры, который проводила учительница начальных классов 5-й школы. Речь шла о почитании родителей. Дети размышляли о том, за что можно быть благодарными папе, маме, бабушке, дедушке. Поводов для почтительного отношения, любви и благодарности оказалось так много, что хватило на целый урок. Я подумала тогда, что если бы этот предмет был введен в общеобразовательные школы на несколько десятилетий раньше, то приютов для одиноких престарелых людей сейчас было бы меньше.