• Религиозная безопасность как требование современности

    02.02.2012Пивнева Н.С., к.ф.н., доцент филиала РГСУ в г. Таганроге, заместитель директора по воспитательной работе

    Современный мир меняется стремительно. Трансформируются базовые ценности традиционных культур, меняются, расширяются представления о времени и пространстве. Человечество стоит на пороге формирования новой картины мира. Достижения в области науки и техники столь кардинально меняют нашу повседневную реальность, что проблематичным представляется хотя бы отследить все эти метаморфозы во всей полноте и взаимосвязи.

    Но в этом бурлящем событиями и информационными потоками мире остается стабильным проблемное поле, связанное с извечной тягой человека к самопознанию, которое реализуется в рамках определенных культурных парадигм, продиктованных не только велением времени, но и спецификой национального мировосприятия. Культура как целостность, являет собой систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, деятельности и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни людей во всех ее проявлениях. Передаваясь из поколения в поколение посредством семиотических систем, она обуславливает национальную самоидентификацию народа, организует систему отношений человек-мир, человек-человек. Она не ограничивается предметной деятельностью. Духовные детерминанты направляют культурные процессы человечества, продуцируют новые смыслы, формируют субъективную реальность индивида.

    В связи с этим остается актуальным вопрос о понимании духовной компоненты культуры, механизмов ее воздействия на человека и на социум. Вопрос о духовности неоднозначно рассматривается в научной литературе. С одной стороны, есть ощущение его обусловленности религиозностью, с другой – имеется понимание того факта, что духовным человека делает его осознание себя в качестве высшего существа, наделенного сознанием, способного к мышлению, как универсальному инструменту познания и адекватного отражения объективной реальности, а такой взгляд не обязательно подразумевает религиозное восприятие мира. Оба подхода предполагают наличие чувства ответственности индивида за принимаемые решения. Рассмотрим основные трактовки понятия «духовности» имеющие место в современной научной литературе:

    Будучи связанным с символическим пространством культуры, понятие духовности в современном обществе имеет несколько интерпретаций:

    • Субъективная реальность человека.

    • Все аспекты бытия, имеющие нематериальную природу.

    • Высшая нравственная способность человека отождествлять себя со всем человечеством, с универсумом, нравственные ориентиры.

    • Мистическое переживание, связанное с интуитивным знанием

    Духовность можно понимать как результат эволюции психики, который достигается посредством культурной практики. Между тем, существует ряд авторов, которые видят в духовности сверхпсихическую категорию В.В. Зеньковский, Д.Е. Мелехов, Е. Б. Моргунов В.И Слободчиков, Е.И Исаев. «Наиболее четко выделил сферу духа в качестве самостоятельной ступени советский психиатр Д.С. Мелехов. Он писал о том, что если в области телесной или душевной жизни мы подчинены строгим закономерностям, то над ними простирается сфера подлинной свободы – царство духа, в котором человек сам определяет себя».

    Итак, понятие духовности в науке еще пока определено не четко, но все же не вызывает сомнений тот факт, что будучи связанной с нравственными основами существования человека, она является ядром смысложизненных ориентаций и личности, и культуры народа. Не вызывает сомнений и то, что именно религия, как особая форма идеологии, являлась основным носителем и культиватором духовности практически все периоды человеческой истории. Религиозность, как личное переживание, в человеке неистребимо. И, как показал период социалистического прошлого нашей страны, в условиях разрушения традиционных форм верований, на их фундаменте прорастают новые, связанные с религиозным почитанием героев-святых в лице политических лидеров. Они обладают многими характеристиками, присущими религиозным взглядам: наделение сверхъестественными качествами и сверхчеловеческими способностями личностей вождей, присвоение им наименований «Отца народа», «Великого вождя революции», почитание тел умерших «святых», поклонение культовым захоронениям, наличие своеобразных молитв, выраженных в чаяниях народа о бессмертии вождя. Наличие священных текстов, которыми в данном случае являются материалы различных партийных съездов, личные труды политических лидеров.

    Синкретичность религиозных взглядов, характерная для современной культуры, думается, явление временное, связанное с политическими, экономическими и экологическими потрясениями, обусловленными развитием цивилизации и глобализационными процессами. Любая незавершенность тяготеет к поиску наиболее адекватных форм окончания процесса. Таким завершением процесса самоопределения народа России должно стать сформированное в рамках новой реальности понятие о духовности как движущей силе обуславливающей проявление человеческого в человеке. В рамках какой доктрины оно будет реализовано? Очевидно, что в соответствии с теми представлениями, которые наиболее адекватно будут представлять духовные требования современного мира. Рассмотрим некоторые из них:

    1. Внимание к духовной и душевной составляющей бытия человека. Акцент на гармоничное совершенствование природных данных.

    2. Формирование культуры, основанной на принципах гуманизма и веротерпимости во избежание омницида.

    3. Изменение системы гендерных отношений в направлении уравнивания прав полов. Но при этом сохранение института брака как важнейшего элемента социальной устройства и гаранта здоровой нравственности.

    4. Формирование общего культурного фонда цивилизации.

    Именно в глубокой связи с необходимостью решения этих задач мы видим постановку вопроса о религиозной безопасности.

    Религия являет собой многомерное явление. Она может рассматриваться и как верование, и как философия, и как модель мира, и как нравственное учение, и как психопрактика. Посредством соотнесения себя с Абсолютом и его предельными характеристиками, человек научается преодолевать барьеры личностного развития, направляет творческую активность в русло формирования социально полезной деятельности. Но преданность деструктивным культам, в основе которой тоже лежит вера в высшие начала бытия мира и человека, может стать тем камнем преткновения, который формирует фанатичное, безоговорочное подчинение, узость мышления, сведение разнообразия проявлений бытия в мире к непостижимому промыслу Абсолюта, а потому и не требующих познания.

    Кроме того, в рамках оккультныхпрактик издревле разрабатывались технологии трансформации сознания. Являясь в своем основании технологиями, то есть алгоритмами, такие практики имеют обоюдоострый характер: ими можно врачевать души, а можно цинично манипулировать в личных корыстных интересах. И сегодня эти практики применяются многочисленными «просветленными» новоявленными учителями человечества, чьи духовные озарения суть реакция на возникшую вдруг в рамках свободы вероисповедания возможность реализовать свои лидерские амбиции.

    Итак, религиозная безопасность представляет собой ряд мер, направленных на решение следующих вопросов:

    1. Разработка такой законодательной базы, которая позволила бы реализовывать глубокий государственный контроль за деятельностью псевдо-религиозных организаций с целью защиты населения от влияния деструктивных сект и культов.

    2. Формирование системы контроля информации, транслируемой СМИ, интернетом. Именно через них большинство россиян приобщаются к оккультизму. Суть оккультных, магических учений, при всем их многообразии, сводится к следующим нехитрым положениям:

    -каждый человек, механически исполняющий ряд символических ритуальных действий, может претендовать на изменение реальности в соответствии со своими требованиями.

    -поскольку все явления в мире можно объяснить через действия добрых и злых сил, то степень ответственности человека за свои действия и, тем более мысли, неизмеримо снижается.

    -предназначение человека заключается в потреблении материальных благ, а не в самосовершенствовании и постижении истины. Что исключает формирование высоких нравственных идеалов.

    3.Создание условий, благоприятных для развития традиционной для России многоконфессиональности, при этом учитывая тот факт, что национальной культурообразующей конфессией является Православие.

    Именно оно, через формирование особого типа духовности обуславливает культурную самобытность народа. Важно помнить, что вне контекста Православия невозможно ни понять, ни объяснить историческую судьбу России. Все, что делали наши предки до середины ХХ века, совершалось с глубокой верой в Бога и ориентацией на следующие немаловажные для современности принципы:

    -Бог есть Личность и Творец всего сущего

    -Человек создан по образу и подобию Бога, который есть Любовь, что обуславливает представления о ценности личности человека.

    -Человек свободен в своем волеизъявлении, а потому ответственен за свои деяния и мысли.

    - Высшая цель человеческого бытия есть духовное самосовершенствование которое не предусматривает уход от жизни или личностное развоплощение, но подразумевает активную личную и гражданскую позицию.

    -Воспитание чувства уважения к себе и окружающим через противопоставление его гордыне, как фактору отчуждения личности от окружения. Приоритет «ценностей отношений».

    - Между мужчиной и женщиной равноправие достигается за счет включения женщины во все церковные обряды и таинства, а так же введения образа Пресвятой Богородицы как архетипа материнского начала.

    Решение этого вопроса возможно через формирование образовательной парадигмы, направленной на изучение основ Православия, прежде всего, как философской дисциплины. Речь идет о формировании идеологического иммунитета к влиянию деструктивных культов различного рода, поскольку при таком подходе человек будет обладать глубокими мировоззренческим базисом, основанным на знании Священного писания и его толковании представителями Церкви. Это обеспечит информационную защищенность и способность к анализу получаемой информации.

    Человек имеет право выбирать духовные ориентиры, но этот выбор должен быть осознанным, основанным на четком понимании и картины мира и представлений о личности и ее смысложизненных основаниях, обусловленных религиозной конфессией. Такое видение может сформировать философское знание. В противном случае, будучи понятой поверхностно, религиозная система становится совокупностью ритуалов и продуцирует некритическое мышление, делает человека беспомощным перед лицом тех, кто пытается манипулировать его чувством религиозности.

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 19.03.2024 08:44:46, автор -

    Добавить комментарий