Учитель как носитель духовной традиции Святой Руси
«Новая российская школа должна стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно – нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника».
Д.А.Медведев
Эту задачу мы и решаем в нашей школе, осваивая вместе с детьми новое религиозно – познавательное содержание курса «Основы православной культуры».
Ключевой фигурой российской школы, имеющей богатейшие традиции и исторический опыт, является учитель. Роль русского, российского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру. Учитель – это, прежде всего, носитель отечественных образовательных традиций, традиций просвещения Святой Руси.
Говорят: Святая Русь так зовется не потому, что в нашей стране все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу, самосовершенствованию. Духовное состояние педагога на Руси характеризовалось «любовью к своему делу и “ непрерывным духовным возрастанием”. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от современного педагога наличия опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без развития духовно-нравственной сферы личности самого учителя такие качества не формируются.
Педагогическим коллективом нашей школы накоплен определённый опыт работы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию. Главное для нас сохранить все то, что уже наработано, а в нынешних условиях необходимо еще и правильно расставить акценты.
Результатом этой работы явилось то, что мы получили статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Духовно – нравственное воспитание как основа формирования патриотического сознания школьников» (приказ МОРО №393 от 26.05.2011г.).
Мы убеждены в том что задачу духовно-нравственного воспитания призван решать каждый учитель, будь-то учитель начальной школы, учитель ИЗО, музыки, литературы, МХК, истории или биологии. Восемь учителей нашей школы прошли курсовую подготовку по предмету «Основы православной культуры». У каждого педагога свой путь преподавания этого курса. Без изучения этого курса невозможно полное понимание русской литературы, живописи, истории.
Целевые установки курса многогранны. Важным является осознание неразрывности с духовным миром наших предков, взращивание чувства сопричастности к истории нашей страны: проводимые мероприятия позволяют прикоснуться к Руси Православной : экскурсии по святым местам России, поездки по «Золотому кольцу», проведение праздников «Неделя жён - мироносиц», «День православной книги». Стало доброй традицией в школе проводить «Рождественские посиделки», где добрые гости - ученики детской хоровой студии воскресной школы при храме Рождества пресвятой Богородицы. Своими песнопениями дети смогли передать то праздничное настроение, которое испытывает каждый православный христианин в эти святые Рождественские дни.
Окрыленные духовным подъемом, дети предложили особым образом провести праздник Светлой Пасхи. Выставки творческих работ, различные мероприятия в школе, храме сказываются на возрастающем интересе родителей к новому курсу и к внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию.
Федор Михайлович Достоевский говорил: «Христианство – есть единственное убежище России от всех зол». В рамках реализации программы «по формированию здорового и трезвого образа жизни среди молодежи» в содружестве с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, священником Иоанном проводились профилактические лекции. Беседы о вреде употребления психотропных веществ, алкоголе и табакокурении. В беседе с родителями никто из них не выразил возражения по поводу того, что православный священник проводит подобные беседы, потому что все понимают, что алкоголизм и наркомания молодежи - это наша общая беда, с которой нужно бороться вместе.
В своей работе часто задаём вопрос, всё ли правильно делаем? Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, состраданию, отсутствию жестокости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай. Не может быть пустой душа, если не наполнить её добром, это место занимает зло.
Так пусть же души наших детей наполняются добротой и любовью, а учитель должен помочь им в решении вечных проблем человеческой жизни: отношений людей к себе, друг к другу, к своей Родине. От этого зависит будущее личности и будущее страны.