• Реализация проекта «Основы православной культуры» в общеобразовательном учреждении повышенного уровня

    19.04.2024Терновая Т.Н., директор МАОУ лицея № 28

    История нашего образовательного учреждения восходит к 1936 году. А в январе 2010 года средняя общеобразовательная школа № 28 по итогам государственной аккредитации стала лицеем, образовательным учреждением повышенного уровня.

    Основную задачу, несомненно, видим в воспитании творческой интеллигенции, образованных людей, стремящихся служить Отечеству, почитающих традиции, историю и культуру своего народа.

    Традиции, безусловно, - основа педагогической деятельности в системе нравственного воспитания. К ним можно отнести встречи с творческими людьми, тематические вечера в Таганрогском художественном музее, посещение святых мест, поездки в Старочеркасск и станицу Вёшенскую, организацию исследовательской, поисковой, проектной деятельности, в процессе которой и для педагогов, и для детей открывается самобытная культура донского края, нашего любимого города.

    Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музеи обладают действенным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Сотрудничество с Таганрогским художественным музеем – это совместные уроки, лектории, праздники. Нередко в этих встречах принимают участие преподаватели и студенты музыкального училища, художники, работающие в Таганроге. Свои впечатления, чувства, открытия лицеисты отражают в творческих проектах, используют в конкурсах и олимпиадах по истории и искусству. Часто и музеи выезжают в лицей с экспозициями, тематическими выставками, специалисты музейного дела проводят уроки-погружения в мир искусства и культуры.

    Мы убеждены, что в лицее не может быть ни одного урока без духовно-нравственной направленности. Сегодня на историю, русский язык, литературу, обществознание, мировую художественную культуру возлагаем особую надежду – формирование духовного мира лицеиста.

    У «Основ православной культуры» свое предназначение. Приступая к введению курса в 4-х и 5-х классах, понимали, что его изучение не должно носить внешний, информационно-знаниевый характер.

    Начинали с глубокого детального анализа ситуации в образовательной среде и возможностей нашего педагогического коллектива.

    К положительным факторам отнесли:

    • наличие социального заказа на изучение православной культуры;

    • нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогического коллектива по введению «Основ православной культуры»;

    • учебно-методическое сопровождение программы;

    • изобилие дополнительной литературы, справочных и информационных ресурсов по ключевым темам курса. Обнаружились и «узкие» места:

    • недостаточная осведомлённость участников образовательного процесса в содержании целей, задач, специфике технологий инновационного процесса;

    • случаи проявления нетерпимости к изучению нового предмета на религиозной или национальной почве.

    После широкого обсуждения в различных аудиториях разработали алгоритм введения курса «Основы православной культуры» в образовательный процесс: определили педагогов, мотивированных к обучению новому предмету младших школьников и подростков; предложили познакомиться с имеющимися разнообразными материалами, обеспечили их курсовую подготовку.

    Провели разъяснительную работу среди родителей (цели, задачи, содержание курса), разместили материалы на сайте лицея. Сформировали тематику встреч с родительской общественностью, членами Управляющего совета лицея, родительскими коллективами:

    • «Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания в муниципальных школах»;

    • «Проблемы снижения культуры: общероссийский и региональный аспект (литература, кино, театр, музыкальное искусство, живопись и др.)»;

    • нормативные правовые, организационные и концептуально-содержательные вопросы обучения «Основам православной культуры» в светской школе.

    Внесли необходимые изменения в учебный план. Создали творческую группу по подготовке рабочих программ, изучили опыт коллег пилотных школ нашего города. Пришли к выводу о том, что у каждого образовательного учреждения свой путь.

    В использовании информационно-коммуникационных технологий увидели универсальный ресурс, обеспечивающий качество новой для нас работы. К таким информационным ресурсам относим православные сайты «ТВСПАС», «СВЕТОЧ», «Песни русского воскресения – православная музыка и поэзия», Официальный сайт Центра семьи и молодёжи г.Таганрога, видеопортал телеканала «Союз», «Основы православной культуры» – мобильная энциклопедия», портал Методического центра образования города Ростова-на-Дону, сайт информационной поддержки преподавания «Основ Православной культуры» «Дон православный»» и другие.

    Обучаем ребят православной культуре всего полгода, однако мыслящий педагог начинает задавать вопросы (появятся ли новые учебники, которые обеспечат продолжение работы на второй ступени общего образования?), выявлять проблемы (между колоссальными возможностями содержания курса, имеющихся дополнительных ресурсов и ограниченным количеством часов для работы – 1 урок в неделю); выдвигать предложения (для того чтобы реализовать идею духовно-нравственного воспитания в лицее, нельзя замыкать работу на одном уроке – необходимо создавать особый уклад жизни в образовательном учреждении, основанный на ценностях культуры нашего Отечества) и др.

    Вопросы – это хороший импульс к движению.

    Среди значимых событий нового времени считаем вручение иконы Божьей матери, которую назвали в России «Воспитание»: 28 июля 2009 года, во время пребывания в Таганроге представителей Свято-Елизаветинского благотворительного общества, был передан в дар лицею этот древний византийский образ.

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 19.04.2024 11:56:50, автор -

    Добавить комментарий