Опыт использования содержания предметов эстетического цикла и системы школьного дополнительного образования в процессе введения предмета «Основы православной культуры»
Специфика нашей школы такова, что наряду с общеобразовательными программами углублённо изучаются искусства и английский язык, а во второй половине дня реализуются образовательные программы дополнительного образования.
За многие годы был накоплен опыт работы, направленной на духовно-нравственное воспитание детей: организация учебной и внеучебной деятельности школьников с использованием предметов эстетического цикла и студийного образования, базирующихся на знаниях мировых культур, религий мира, основ православной культуры.
Перед нами встал вопрос: как, не вызывая негативной реакции со стороны родителей, в налаженную, апробированную систему ввести новый предмет с 1 сентября 2011 года?
Был разработан план действий, состоящий из 3-х этапов:
1. Определить параллель, в которой будет введен курс «Основы православной культуры».
2. Обеспечить условия для организации учебного процесса по «Основам православной культуры».
3. Заручиться поддержкой родителей (законных представителей) обучающихся 4-х классов.
На первом этапе была определена параллель классов, где будет изучаться курс «Основы православной культуры». Мы остановились на параллели 4-х классов, потому что в процессе изучения предметов эстетического цикла, занятий в системе дополнительного образования у младших школьников уже был накоплен определенный запас знаний о культурных, духовных, религиозных традициях своего народа.
Второй этап - организация учебного процесса.
Во всех школах обучать детей данному предмету могут только учителя, прошедшие курсовую подготовку. В нашей школе 3 учителя начальных классов прошли курсовую подготовку в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П.Чехова, из них 2 работают в параллели 3-х классов, один преподает в одном из 4-х классов.
Было решено, что оптимальным будет предметное обучение. В то время, когда у учителей «окна» в собственных классах, они проводят урок православной культуры в кабинетах, закрепленных за каждым из четвертых классов. В каждом кабинете созданы необходимые условия для проведения уроков по «Основам православной культуры»: имеются компьютер, экран, проектор.
Кроме того, в подготовке к урокам учителю помогает учебник А.Кураева «Основы православной культуры». Учебник написан ярко и талантливо, после урока и у ребенка, и у учителя остается ощущение добра и света.
Третий этап самый трудный – заручиться поддержкой родителей (законных представителей) обучающихся.
Предварительно еще в 3 классе была проведена подготовительная работа с детьми и родителями будущих четвероклассников. На заключительном родительском собрании в 3-м классе родители будущих четвероклассников познакомились с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием. Им было предложено ответить на ряд вопросов с целью изучения общественного мнения по вопросам введения данного предмета с 1 сентября в 4 классе. Самым главным для нас был ответ на вопрос: «Согласны ли Вы на изучение Вашими детьми курса «Основы православной культуры»? 98,2% ( 106 родителей из 108) в параллели считали, что введение курса «Основы православной культуры» в 4 классе окажет позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка. Мы опасались негативного отношения родителей, ведь в школе учатся дети разных национальностей, в семьях разное отношение к религии, а получили такой высокий результат. Почему? Думаем, что такой результат был достигнут прежде всего потому, что и на уроках эстетического цикла, и на студийных занятиях в системе дополнительного образования дети уже знакомились с культурным наследием, бытом, традициями разных народов, в том числе были знакомы и с культурой православного народа. Ребята участвовали в творческих проектах, конкурсах изобразительного искусства.
Родители не видели в новом предмете искусственного насаждения, он давал возможность ребенку получить представления об основах православной культуры. Родители понимали, что именно эта религия сформировала культуру России. Понять русскую культуру можно только тогда, когда знаешь основы Православия.
Таким образом, сама модель образования в нашей школе способствовала более органичному вхождению детей в этот курс и курса в саму систему.
К моменту изучения курса «Основы православной культуры» дети готовы воспринимать предлагаемый материал, так как, начиная с 1 класса, на уроках эстетического цикла знакомятся с народным творчеством: фольклором, музыкальным и изобразительным искусством.
Детям очень нравятся уроки музыки. На уроках они не просто исполняют песни предложенной тематики, а узнают историю их возникновения, знакомятся с тем или иным народным обрядом. Уроки проходят интересно еще и потому, что учителя широко используют организационно-деятельностные игры. Дети становятся активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, активно включаются в работу по предмету.
Изучение народных и календарных песен совпадает с религиозным календарем.
На уроках ИЗО и занятий в студии изобразительного искусства, начиная со 2 класса, дети изучают деревянное зодчество, знакомятся с картинами с изображением Храмов, познают культурное наследие народов, населяющих нашу страну. Ребенок слушает, рассматривает репродукции картин художников, потом пытается сам воспроизвести увиденное, создать свою трактовку образа.
В школе на протяжении многих лет существует хореографическая студия. Среди целей работы студии – знакомство учащихся с самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом, традициями русского народа. Дети не только исполняют народные, свадебные, плясовые, праздничные танцы, но и постигают смысл различных народных танцев, знакомятся с особенностями русского национального костюма.
Календарно-тематическое планирование программ эстетического цикла и дополнительного образования составлено также с учетом годовых праздников православного календаря
Говоря об использовании внутренних ресурсов школы в работе по введению курса «Основы православной культуры» нельзя не остановиться на программах внеурочной деятельности, реализуемых в рамках введения ФГОС. Творческая группа учителей начальных классов разработала и апробировала 4 программы внеурочной деятельности для учащихся начальных классов. Одна из программ «Мой край» имеет краеведческую направленность, нацелена на формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае, его традициях, культурном наследии народов, проживающих на данной территории. В рамках реализации программы «Мой край» осуществляются образовательные поездки по культурно-историческим местам Таганрога, Новочеркасска, Старочеркасска, интерактивные экскурсии, например: «Музей-заповедник под открытым небом Кижи», «Храмы Кремля» и др.
В школе создано и на протяжении многих лет работает Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), в рамках которого организована исследовательская и проектная работа учащихся, начиная с I ступени общего образования. Учащиеся 4-в класса с 3-го класса проводят исследовательскую деятельность по теме: «История Донского края в сказках и легендах». Это интегрированный проект, охватывающий область изобразительного искусства и английского языка. В 2011 году была издана первая книга, рассказывающая о древних народах, растительном и животном мире Донского края. Все иллюстрации в книге выполнены учащимися класса в студии изобразительного искусства, и все легенды переведены на английский язык. В настоящее время дети изучают культуру, историю казачества и готовят книгу о быте казаков, их обычаях и праздниках. История казачества неразрывно связана с православной верой и служением России. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой.
Следует отметить, что на занятиях по курсу «Основы православной культуры» учитель говорит с детьми на уже близком им языке цифровых технологий. На уроках и во внеурочной деятельности учителями систематически используются цифровые образовательные ресурсы: компьютер, проектор, Интернет. Их применение позволяет расширить возможности учебного процесса, делает его более интересным, вовлекает учащихся в активную деятельность по предмету. Дети с большим желанием сами готовят презентации к урокам, делают сообщения.
Курс «Основы православной культуры» – это культурологический курс, цель которого заключается в формировании ценностных ориентиров.
Уроки по предмету «Основы православной культуры» не похожи на традиционные. Доверительный диалог между детьми и учителем позволяет выстраивать особые отношения на уроке. Поэтому на заседании МО учителей начальных классов принято решение не оценивать деятельность детей на уроках традиционной пятибалльной отметкой.
Таковы первые итоги работы по введению курса «Основы православной культуры» в образовательное пространство школы. За это полугодие нам удалось сделать главное: в очень насыщенное расписание безболезненно включить новый предмет. Важно было профессионально сработать так, чтобы не произошло перегрузки, чтобы новое обогатило старое.
Опыт показывает, что воспитание личности на основе ценностей православной культуры возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. Введение курса «Основы православной культуры» этому способствует.