Рождественские педагогические чтения в системе работы школы: опыт, открытия, обретения
Несколько лет назад мы стали областной экспериментальной площадкой по проблеме «Системный подход к духовно-нравственному развитию школьников».
Задача стояла непростая: необходимо было преобразовать школу в единое культурно-образовательное пространство, которое обеспечит личностно-смысловое развитие учащихся; выстроить или точнее вырастить новое отношение к ребенку как субъекту жизни; помочь педагогу стать посредником между ребенком и духовной традицией своего Отечества. Это требует от всего педагогического коллектива и от каждого учителя напряженного внутреннего делания, как профессионального, так и духовного, а от руководителя - целенаправленной работы, обеспечивающей мировоззренческую подготовку учителей. Для решения этой задачи были задуманы наши Рождественские чтения.
Сегодня мы можем утверждать, что школьные Рождественские педагогические чтения помогли создать коллектив единомышленников, стали основой для формирования единой педагогической стратегии педагогов и родителей. У нас появилась возможность определять единые ценностные ориентиры, договариваться о единых подходах к воспитанию детей.
Рождественские педагогические чтения проходили, как и подобает им, без горячих дискуссий и споров, это был диалог учителей и родителей, чаяния которых связаны с возрождением нашего Отечества. Но ключевое место в этом диалоге всегда занимал ребенок, с его мировоззрением, пониманием или непониманием того, что есть ценности истинные и мнимые, с его противоречиями и нуждой в наставнике.
Для этого мы, готовясь к Рождественским педагогическим чтениям, снимали видеосюжеты, проводили анкетирование детей, брали интервью и т.д. Мы хотели, чтобы предметом обсуждений было то, что происходит здесь и теперь с нашими детьми и с нами.
Лейтмотивом первых Рождественских педагогических чтений стала тема малого отечества. Напоминание о наших духовных истоках помогло понять всю меру ответственности за то, чтобы не прервалась связь с нашими корнями, но закрепилась в наших детях. Каким противоречием духовным святыням звучали много лет назад высказывания наших учеников, к тому времени уже отравленных «рекламными» ценностями, о том, что совесть – устаревшее понятие, что она мешает карьере и благополучию, что для достижения цели все средства хороши. И педагоги невольно задавались непростыми вопросами: болит ли моя душа о детях, утративших образ Божий и человеческий? пробудить совестливое начало в ребенке – по силам ли мне эта задача? могу ли я ему помочь в определении истинных ценностей и мнимых?
Социальной болезнью нашего времени является инфантилизм. Как справедливо определила его психолог Ирина Медведева, – «задержка развития души». Последствия его – безответственность и всеобщее оскудение любви, искажение представлений о любви вообще. Православные педагоги и психологи говорят, что противостоять инфантилизму можно лишь пробуждением совестливого начала в человеке.
Темой вторых чтений стал опыт отечественной педагогики, прежде всего православной, которая считает, что самая главная наука в школе – это наука быть человеком, а истинное воспитание, в том числе и самовоспитание, есть восхождение к свободе от рабства страстям, похотям, привычкам. Оно невозможно без деятельного участия самого ребенка. Как видим, православная педагогика говорит нам, по сути, о субъектном подходе к воспитанию.
Православная педагогика, прочно забытая в советскую эпоху, явилась для нас откровением, помогла понять собственные заблуждения в толковании сущности воспитания. Воспитание по направлениям: сегодня – спортивно-массовое, завтра – правовое, послезавтра – патриотическое –нелепость. Есть только одно воспитание – духовно-нравственное. Все остальное – его компоненты. Это стало темой третьих и четвертых чтений.
Истинным патриотом может быть только высоконравственный человек. Из любви к Отечеству вырастают такие прекрасные свойства человеческого духа, как чувство долга, любовь к ближним, благородство, способность к самопожертвованию, мужество, умение быть благодарным, великодушие. Уберите одно из них – и патриотизм выродится в национализм. А с какими пороками патриотизм не уживается? Эгоизм, себялюбие, жестокосердие, предательство…
Патриотизм – высокое нравственное чувство, способное облагородить человека, однако у него бывают разные основания. Сейчас оно должно быть основано не на восторге перед собственной военной мощью и собственными спортивными достижениями, это, скорее, путь к национализму, а на нравственном достоинстве русской нации, на духе народа, православном духе. А дух нации более всего проявляется в лучших ее представителях. Вот об этом мы стараемся говорить с детьми, потому что не хотим, чтобы Россия превратилась из страны в территорию, а народ выродился в население.
Конечно же, никто не станет спорить, что правовое воспитание без нравственного мертво. Сколько бы мы ни говорили о пользе ювенальной юстиции, пока что на государственном уровне не решены глобальные проблемы: не создано реальных механизмов информационной безопасности ребенка, защиты его права не только на доступное общее образование, но и на доступное дополнительное образование: на бесплатные спортивные секции, бассейны, стадионы и т.д.
Особую тревогу у педагогов и родителей вызвал тот факт, что во всех проектах, разработанных в рамках ювенальной юстиции, взрослый упоминается только как лицо, к которому применяются юридические санкции. Если права родителей и детей противопоставляются, создается внутренний конфликт в семье. В общем, четвертые и пятые Рождественские чтения были адресованы, в первую очередь, родителям (законным представителям) детей и посвящены проблемам семейного воспитания. Темы сообщений звучали как проблемные вопросы (например, «Гиперактивность ребенка – что с этим делать?») или как ответы на проблемные вопросы (например, «Чтобы ребенок не был трудным», «Душевное здоровье ребенка зависит от уклада семьи»). Родители были не только заинтересованными слушателями, но и активными участниками диалога. И мы видели, как нужна была им эта информация.
Рождественские педагогические чтения в нашей школе стали не только традиционным, но и любимым, ожидаемым событием. Инициатива по их подготовке идет «снизу». Так было с шестыми Чтениями, связанными с годом Чехова. Наследие нашего земляка предстало в неожиданном ракурсе. Чехов изображает мир, который лежит во зле, мир, который отпал от Бога. Следствием этого стали распад, отчуждение, разобщенность. От безверия – ощущение бессмысленности жизни, пустота, холод одиночества, как в Евангелии: «Се оставляется вам дом ваш пуст». Из этого дома путь либо в безысходность, либо к религиозному осмыслению бытия. В чеховской концепции мира свобода – отнюдь не право жить своими «похотениями», а независимость от недостойных сторон жизни, освобождение от власти собственных пороков. Чехов не только великий писатель, но и мудрый педагог. У него немало произведений, где говорится о роли взрослого в судьбе подростка или юноши, чаще всего, к сожалению, о незавидной роли разрушителя. О том, почему так происходит и как этого избежать, размышляли учителя на наших чтениях. Прозвучала мысль, что у Чехова нужно учиться смотреть на ребенка глазами любви и видеть в нем возможность стать хорошим человеком.
В Евангелии от Матфея есть образ закваски, положенной в 3 меры муки, которая постепенно заквашивает все тесто. Думаю, не ошибусь, если скажу, что такой закваской для школы № 5 стали Рождественские чтения. Каждые из них были истоком для коллективного творческого дела. Например, после Рождественских педагогических чтений, посвященных патриотическому воспитанию, появилась добрая традиция – празднование Дня славянской культуры и письменности. К нему целый год готовится вся школа. Подготовка включает в себя целую серию творческих конкурсов, научных исследований, интеллектуальных игр, фестивалей национальных культур. Основанием для патриотического воспитания здесь и является тот самый дух нации, воплотившийся в ее языке и культуре.
Педагоги нашей школы успешно презентуют проекты по материалам Рождественских педагогических чтений на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», являются дипломантами не только областного, но и межрегионального этапов конкурса.
Пятнадцатые Рождественские чтения, проходившие в Москве, стали для нас особенными. Представленный опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию детей был воспринят с неподдельным вниманием и интересом. Вопросов у присутствующих было так много, что разговор продолжался и после секционного заседания.
В заключение хочется пожелать коллегам, чтобы работа в проекте «Таганрогские Рождественские чтения» стала не только импульсом для интересных творческих дел, но и способствовала тому, чтобы каждый нашел в этом глубокий личностный смысл.