Воспитание личности на основе ценностей православной культуры (из опыта работы образовательного учреждения, имеющего статус «Казачье ОУ»)
С 2003 года МОУ СОШ № 26 – «Казачье ОУ». Что послужило предпосылкой к присвоению школе областного статуса «Казачье образовательное учреждение»?
В школе была разработана концепция духовно-нравственного развития личности, которая включала в себя целостную систему воспитания через:
- организацию поисково-исследовательской работы школьного Музея Боевой Славы по темам: «Донское казачество в годы Великой Отечественной войны», «Донской казачий корпус». В основу работы были положены идеи, традиции и обычаи, накопленные и проверенные жизнью не одного поколения наших предков. Это помогало педагогическому коллективу, ученической и родительской общественности расширять знания о славном боевом прошлом донского казачества;
- проведение православных праздников Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы (приобщение обучающихся к духовным истокам);
- создание детского фольклорного ансамбля «Казачата», репертуар которого отражает культурные традиции казачества, русского народного творчества;
- издание газеты «Донцы» с постоянно действующей рубрикой «Традициям предков верны»;
- введение в учебный план (в рамках регионального компонента) курса «История и культура Донского края», раскрывающего значение культурного наследия народов Дона для современности и воспитывающего у обучающихся чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края, любви и уважения к героическому прошлому донского казачества, Донской земле. История казачества неразрывно связана с историей Православия.
Целесообразность обращения к углублённому изучению истории и культуры Донского края была обусловлена заинтересованностью учащихся и их родителей этой темой, желанием педагогического коллектива работать в данном направлении; наличием положительных результатов деятельности в режиме областной площадки «Казачье ОУ», заложивших основу для включения школы в новый проект «Основы православной культуры».
Изучение предмета «История и культура Донского края» в начальной школе способствовало подготовке учащихся 4-5 классов к позитивному восприятию нового предмета «Основы православной культуры». «Основы православной культуры» - это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры Руси. Совершив такое путешествие, школьник может осознанно сделать свой мировоззренческий выбор.
Подводя первые итоги работы в данном направлении, видим заинтересованность родителей в изучении православной культуры, чувствуем их поддержку.
Разделяя мысль протоиерея Бориса Пивоварова о том, что «Конечная цель изучения православной культуры – помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений», мы говорим «Да!» новому учебному предмету.