• Духовно-нравственное воспитание школьников, попавших в трудную жизненную ситуацию (из опыта работы МОУ СОШ № 16)

    28.03.2024Макареня Н.П., директор МОБУ СОШ № 16

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,

    И человек отчаянно тоскует…

    Он к свету рвется из ночной тени

    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    Ф.И.Тютчев

     

    Школа № 16 - уникальное для Ростовской области общеобразовательное учреждение, в котором обучаются различные категории учащихся. Зачастую это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находящиеся в конфликте с законом, неадекватно оценивающие собственное поведение, проявляющие повышенную агрессию, оказавшиеся за бортом общепринятого представления о привычном, традиционном школьнике. И, как закономерность, не способные адаптироваться в общеобразовательной школе. Поэтому требуется специальное сопровождение и создание особых условий, в которых такому ребенку было бы комфортно, где бы он смог найти свое место, максимально развить мотивацию к самореализации и раскрытию личностного потенциала.

    Сегодня духовной деградации общества пытаются противостоять такие институты, как семья, школа, Русская Православная Церковь. Однако родители многих учащихся нашей школы не способны влиять на формирование нравственных ценностей у своих детей. В такой ситуации основная нагрузка по духовно-нравственному воспитанию зачастую полностью ложится на школу. Дети из неполных, малообеспеченных, асоциальных семей, имеющие отклонения в развитии, испытывающие трудности в общении со сверстниками и взрослыми, как правило, имеют искаженное представление о нормах морали, у них заметно снижена способность опираться в своем поведении на нравственные принципы.

    Участие школы в реализации проекта «Основы православной культуры» заставило педагогов задуматься над следующим.

    1. Достаточно ли одного урока, чтобы вызвать интерес у ребенка, раскрыть его душу, дать возможность проявить лучшие человеческие качества? Отвечаем – нет! Поэтому особая роль в создании системы духовно-нравственного воспитания в нашей школе отводится классному воспитателю. Именно он помогает подросткам адаптироваться в новых условиях, решать проблемы со сверстниками и взрослыми, оказывает помощь в выборе творческих дел, организации досуга. Работа классного воспитателя базируется на следующих принципах:

     гуманное отношение к ребенку;

     отклик на его образовательные, духовные, культурные жизненные запросы;

     помощь в решении самых разных проблем;

     поддержка индивидуальности.

    Эти принципы, на наш взгляд, тесно связаны с изучением нового курса «Основы православной культуры» и перекликаются со словами известного русского философа Владимира Соловьева, который справедливо утверждал, что воспитание сначала должно заботиться о душе ребенка, потом – о его интеллекте, затем – об обществе и государстве. Это и стало педагогическим кредо для классных воспитателей шестнадцатой.

    2. Урок православной культуры… Каким он должен быть? Опытным путем за полгода мы нашли тот набор требований, без которых урок для подростков, имеющих низкий культурный уровень и несформированный понятийный аппарат, не может состояться. Вот некоторые из них:

     ценности не должны декларироваться учителем, они не могут быть усвоены путем запоминания;

     необходим тщательный отбор материала, важно, чтобы он перекликался с личным опытом самого ребенка;

     нужен пример учителя, так как нашим детям мало сказать «будь добрым», следует показать пример доброго поведения;

     важен подбор учебных ситуаций, которые дают возможность создать условия для нравственного выбора, для диалога между учеником и педагогом, поскольку именно диалог способствует пониманию самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, о ее духовных основах.

    Основное содержание предмета «Основы православной культуры» составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах таких наших соотечественников, как Александр Невский, Сергий Радонежский, старец Павел Таганрогский, Антон Чехов, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения.

    Таким образом, духовная традиция России становится основной культурологической категорией нового учебного предмета, включая в себя множество идеалов, нравственных установок и ценностей, моральных норм, передаваемых от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. На уроках «Основ православной культуры», мы не насаждаем веру, мы пытаемся открыть каждому ребенку основы русской культуры, приобщить к традициям предков как к уникальному феномену. Благодаря этому наши дети стали задумываться над тем, что раньше их не волновало: что есть добро? в чем смысл жизни? что такое милосердие?

    Педагоги школы находятся в постоянном поиске, регулярно проходят курсовую подготовку, принимают участие в форумах и семинарах. Так, школа № 16 представляла Ростовскую область на Всероссийской выставке-форуме Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Вместе - ради детей» в г. Казани, где транслировала свой опыт по проблеме социализации и формированию духовно-нравственных ценностей учащихся с девиантным поведением. С 2011 года учебного года на базе школы открыта и функционирует областная инновационная площадка «Формирование целостной личности учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения».

    Главные открытия еще впереди… Хочется вспомнить Ф.М.Достоевского: «Тайна бытия не в том, чтобы только жить, но и для чего жить».

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 28.03.2024 23:05:51, автор -

    Добавить комментарий