Мастер-класс «Урок в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы «Милосердие»
Предметом нашего исследования в рамках мастер-класса является урок «Основ православной культуры»
Цели мастер-класса:
осмыслить роль учителя в постижении детьми российской духовной традиции;
сформировать представление об особенностях процесса обучения «Основам православной культуры»;
научиться и научить читать учебник Андрея Кураева «Основы православной культуры».
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие.
2. Целеполагание: формулировка целей мастер- класса.
Структура нашей деятельности обусловлена структурой мастер-класса.
Первая стадия – стадия вызова.
На этой стадии мы постараемся представить, каким образом можно заинтересовать обучающихся темой урока в контексте его целей.
Можно использовать несколько вариантов стадии вызова.
Первый вариант
Прослушивание аудиофрагмента по теме (притча С. Копыловой «Мост»)
Мозговой штурм по вопросу: «Какие ассоциации вызывает у вас данное произведение?» (предложения необходимо записать на доске без обсуждения; по результатам работы подвести участников к понятию «милосердие»);
Организация работы со словарями, определяющими значение слова «Милосердие»:
- Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: «Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается»;
- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Второй вариант
Просмотр и обсуждение наглядного материала по теме «Милосердие»: картины, иконы, фотографии, мотиваторы.
Третий вариант
Выразительное чтение и обсуждение учителем или подготовленным обучающимся литературного произведения (отрывок из немецкой народной баллады «Вейнсбергские жены»).
Четвёртый вариант
Обсуждение высказываний о милосердии, например:
Милосердие в буквальном смысле слова означает любовь, любовь, которая способна на понимание, которая не просто делится имуществом, но с истинной симпатией и мудростью помогает людям помочь себе самостоятельно (Франклин Рузвельт).
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении (Хелен Келлер).
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций).
Любой вариант стадии вызова направлен на то, чтобы мотивировать участников мастер-класса (обучающихся) к исследованию темы «Милосердие», заинтересовать в диалоге на заданную тему.
Таким образом, именно на стадии вызова учитель не просто заявляет тему урока, вместе с обучающимися он ее формулирует. На этом же этапе осуществляется постановка цели: помочь осмыслить понятие «милосердие».
Следующая стадия–осмысление.
На этом этапе происходит осмысление важнейших понятий с опорой на текст учебника А. Кураева «Основы православной культуры».
Учебник А. Кураева содержит в себе уникальный методический аппарат. Использовать его в полной мере может только подготовленный учитель, который заранее подробно изучил текст.
Прежде чем мы перейдем к работе с текстом учебника, попробуем ответить на вопрос: чем для нас является учебник «Основы православной культуры»?
Учитель выслушивает нескольких участников мастер-класса и обобщает ответы, предложив на слайде либо на доске следующую запись.
Учебник «Основы православной культуры» - это
• источник информации о духовной традиции;
• содержательная и смысловая основа урока;
• содержательное и смысловое пространство для диалога.
Далее обращается к аудитории: если вы внимательно ознакомитесь с содержанием параграфа, то заметите на страницах учебника не только религиозные сюжеты, примеры из жизни святых, высказывания мудрецов, истории, легенды, притчи, но и:
вопросы «Вы узнаете», помогающие определить цели учебного занятия;
гиперссылки в виде рисунков и подписей к ним;
рубрику «Это интересно»;
вопросы и задания, которые помогают раскрыть материал всего параграфа.
Особенно тщательно должна быть подготовлена работа со смысловым фрагментом текста учебника.
Ярким становится восприятие смыслового фрагмента параграфа, если учителю самому прочитать его вслух, либо доверить чтение подготовленному обучающемуся. Если же перед чтением задать проблемный или поисковый вопрос, то слушание становится осмысленным.
Раскрыть тему «Милосердие» поможет текст о св. Иулиании Лазаревской (Муромской). Предварить чтение смыслового фрагмента целесообразно постановкой задачи для групповой работы, которая последует за чтением: опираясь на содержание текста, а также собственный опыт, вам необходимо будет определить качества, которыми обладает милосердный человек, и представить эти качества на лепестках ромашки.
Текст о св. Иулиании Лазаревской (Муромской) звучит в исполнении учителя.
Завершив чтение, предлагаю ответить на вопрос, обнаруживающий первичное восприятие детьми смыслового фрагмента: какие чувства вы испытали, когда слушали текст? (необходимо выслушать все высказывания). Напоминаю форму предъявления результатов групповой работы: представьте качества, которыми обладает милосердный человек, на лепестках ромашки.
Пока идет групповая работа, следует размышление учителя о необходимости особой подготовки к уроку православной культуры.
I вариант размышления: помочь учителю работать с текстом может алгоритм работы с текстом (смысловым фрагментом) параграфа учебника «Основы православной культуры» – на экране воспроизводится алгоритм (приложение), и учитель его комментирует, расставляет акценты.
II вариант размышления: работа учителя с текстом предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе, до урока, необходимо установить смысловые фрагменты в параграфе учебника, сформулировать проблему, подготовить лексическую работу с детьми, осмыслить назначение гиперссылок и продумать систему их использования, подобрать исторический материал, сконструировать вопросы для работы с содержанием и основной идеей смыслового фрагмента, продумать формы организации деятельности учащихся в ходе работы со смысловым фрагментом. При непосредственной работе с текстом (следующий этап) смысловой фрагмент текста читается учителем или подготовленным ребенком от начала до конца, предлагается общий вопрос, позволяющий учащимся выразить отношение к прочитанному, акцентируется внимание на важности смыслового прочтения фрагмента, необходимости нравственного самоанализа, а затем организуется работа с текстом по вопросам, направленным на поиск и объяснение смысла событий, понимание логики и смысла текста, понимание мотива поступка православного человека, обеспечивается мотивация к нравственному самоанализу.
Результаты групповой работы демонстрируются на доске. Учащиеся зачитывают и обосновывают выбор качеств, которыми обладает милосердный человек.
Учитель начинает работу со следующим смысловым фрагментом.
Одним из аспектов темы «Милосердие» является понятие «ближний». Раскрыть его помогает нам «Притча о милосердном самарянине».
Учитель ставит перед детьми задачу: выслушав притчу, попробуйте ответить на вопрос, кто же такой ближний?
Притчу рассказывает (читает) учитель, опираясь либо на версию учебника, либо на первоисточник – Евангелие от Луки (10:25-37):
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
Чтение завершается либо групповой работой, либо фронтальной беседой. Задаётся вопрос: «Кого же называют ближним?»
Далее следует резюме учителя: эта евангельская притча - одна из самых важных и глубоких (она дает нам подлинное откровение о том, кого должны мы считать ближними своими).
К сожалению, среди нас бытует крайне узкое понятие о ближнем. Если и считают кого ближним, то только членов своей семьи, друзей. Притча же научает нас тому, что ближним должны мы считать всякого человека, нуждающегося в нашей помощи, кто бы он ни был.
Милосердие и любовь в этой притче явлены как основной, важнейший закон, как норма христианского поведения.
Особым этапом урока становится работа с высказыванием святого аввы Дорофея из «Душеполезных бесед», приведенным в параграфе.
Учитель предлагает детям прочитать высказывание: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе…»
В этом месте чтение прерывается для обсуждения вопроса: «Почему считается, что «остальное добро ты причинил самому себе»?
Выслушав ответы, учитель возвращается к высказыванию аввы Дорофея, предлагает его завершить: «… Ведь от этого твоя душа стала светлее» и сделать вывод.
Стадия рефлексии
I вариант
Предлагается написать синквейн по теме урока «Милосердие» (деятельность организуется в режиме групповой, парной или индивидуальной работы).
Необходимо напомнить правила написания синквейна:
тема называется одним словом (обычно существительным);
описание темы - в двух словах (двумя признаками-прилагательными, причастиями);
описание действия в рамках этой темы - тремя словами (три глагола, деепричастия;
крылатое выражение;
ассоциативный ряд (1-2 слова).
II вариант
Подумать над тем, какой бы милосердный поступок хотели бы вы совершить. Варианты можно написать на листике и приклеить на Дерево добра, нарисованное заранее.
Мастер-класс завершается подведением итогов.
Приложения
К вопросу о требованиях к уроку по предмету «Основы православной культуры»
Смысл: дать не только знание о православии, но взрастить любящее, доброе отношение к родной вере, не саму веру, а доброе отношение к вере родной земли.
Цели:
- пробудить в детях любящее понимание православной культуры;
- сформировать у детей навыки нравственного самоанализа, мотивировать к нравственному самоанализу (возрастающее осознание собственного поведения);
- сформировать представление о нравственных ценностях, а также мотивах, побуждающих к нравственному поступку.
Ценности: служение высшим идеалам, самоотверженность, любовь.
О ком курс «Основы православной культуры», конкретный урок?
О людях, верящих в Бога. Не о Боге, а о человеке, который верит в Бога. Об опыте прочтения Библии разными поколениями, о том, как эта книга меняла их жизнь.
Примеры для подражания: аскеты, святые подвижники православной Церкви.
Предмет «Основы православной культуры» исследует: взаимоотношения человека с Богом, человека и мира духовного.
Содержание учебного материала: религиозные сюжеты (в них растворены нравственные размышления и советы); примеры и слова святых; горькие антипримеры грешников; слова мудрецов и бабушкины сказки; истории, притчи, легенды.
Источники: Священное писание, святоотеческая литература, духовная и светская литература.
Основной метод курса – культурологический
Методы культурологии:
- метод эмпатии – метод вживания в чужое как в свое; необходимо попробовать понять логику, смысл православной притчи, символа; понять мотив поступка православного человека (в религии нет ничего бессмысленного);
- метод отчуждения – это разговор о своем, как о чужом: о хорошо знакомом говорить как о проблемном (почему трава зеленая; почему купола золотые…).
Инструментарий:
- диалоговые формы (в том числе «сократический диалог»);
- работа с текстом с использованием гиперссылок;
- ситуативные задачи;
- сценарные планы.
«Нельзя»:
- «критиканствовать»: о своем говори с любовью и пониманием, но не ругай чужую святыню (нести позитив всегда труднее, чем противопоставлять);
- проповедовать, обличать, доказывать (надо просто объяснять);
- призывать к религиозной практике (можно предложить «подумайте», «спешите делать добро», нельзя: «помолитесь, попоститесь»).
Роль учителя: учитель выступает как носитель информации и смыслов курса «Основы православной культуры»; его задача не призывать, не проповедовать, не доказывать, а объяснять; учитель – устроитель и участник диалога.
Роль ученика: ученик – участник диалога.
Алгоритм работы с текстом (смысловым фрагментом) параграфа учебника «Основы православной культуры»
Текст учебника:
• источник информации о духовной традиции;
• содержательная и смысловая основа урока;
• содержательное и смысловое пространство для диалога
Смысловой фрагмент параграфа - религиозные сюжеты (в них растворены нравственные размышления и советы); примеры из жизни и слова святых; истории, легенды, притчи, высказывания мудрецов и др.
I. Подготовительный этап работы со смысловым фрагментом
До урока:
- установить смысловые фрагменты в параграфе учебника;
- понять роль смыслового фрагмента в достижении целей урока;
- сформулировать проблему;
- подготовить лексическую работу с учащимися;
- осмыслить назначение гиперссылок для достижения целей урока;
- подобрать исторический материал;
- сформулировать вопросы для работы с содержанием и основной идеей смыслового фрагмента;
- продумать формы организации деятельности учащихся в ходе работы со смысловым фрагментом (фронтальная беседа; работа в парах; групповая работа и др.).
На уроке:
- предварить работу с текстом постановкой проблемы (мотивация);
-предварить анализ текста лексической работой;
- изложить исторический материал.
II. Непосредственная работа с текстом (смысловым фрагментом):
- смысловой фрагмент текста прочитать от начала до конца;
- предложить общий вопрос, позволяющий учащимся выразить отношение к прочитанному, н-р: «Какие чувства вы испытали, когда слушали текст?» (выслушать ответы нескольких учащихся);
- акцентировать внимание учащихся на важности смыслового прочтения фрагмента, необходимости нравственного самоанализа;
- организовать работу с текстом по вопросам, направленным на поиск и объяснение смысла событий, понимание логики и смысла текста, понимание мотива поступка православного человека (в религии нет ничего бессмысленного); мотивировать к нравственному самоанализу;
формы организации: фронтальная беседа; работа в парах; групповая работа и др.;
не допускать при этом оценочной лексики, словесных формул типа «нет», «ты не прав» и т.п.
- в полной мере использовать возможности гиперссылок;
- резюмировать каждый этап работы с текстом, подводя учащихся к решению поставленной проблемы.
III. Заключительный этап: подведение итогов работы со смысловым фрагментом текста в аспекте смысла и целей урока.