Ежова Мария Михайловна
«Семь раз умирал, а она заставляла дышать...»
Ежова Мария Михайловна (девичья фамилия Глухова), родилась в 1919 году, 6 декабря в Саратовской области, Вязовском районе, село Нилово. Окончила двухгодичное вечернее медицинское училище в г. Мурманске в 1941 году (отделение медсестры)
В 1941 году 21 августа была мобилизована на фронт, в Мурманский медсанбат. По распределению попала на Карельский фронт (Лоухинское направление). С 1941 года по июль 1943 года служила медсестрой в 339 медсанбате 289 дивизии 32 армии. В 1943 году в июле месяце переведена в 136 головной эвакогоспиталь старшей операционной медсестрой на 1 первый Белорусский фронт, в котором прослужила до конца войны в звании старшины медицинской службы. Войну закончила на территории Германии (г. Лансберг). Через два дня после окончания войны была на экскурсии к Рейхстагу, на стенах которого оставила свой автограф. После войны работала пять лет в советских военных госпиталях. В 1944 году вышла замуж за капитана медицинской службы. В 1950 году вместе с мужем переведены в г. Архангельск в военный госпиталь № 191.
В 1956 году 21 августа переехала на постоянное место жительства в г. Таганрог, работала в 5-ой больнице операционной сестрой. В 1989 году ушла на заслуженный отдых. Получила награды: орден Отечественной войны II степени, медали «Жукова», «За боевые заслуги» и др.
Вспоминая годы войны, Мария Михайловна сообщает: «На фронте было все — и радости, и горе, и потери. Однако в минуты затишья медсестры выступали с самодеятельными концертами перед ранеными. Были и приятные курьезы. Однажды был такой случай: поступил молодой солдат кавказской национальности с сильным кровотечением; не могли остановить кровотечение и пришлось сделать ампутацию голени. После операции три раза будила его, чтобы дышал, а он не мог проснуться, впадая в забытье. Это было опасно для его жизни. При обходе врачей раненый внезапно воскликнул: «О! Сестричка пришла... Семь раз умирал, а она заставляла дышать…» Врачи такому эпизоду не были удивлены, ибо любовь и уважение больных к медсестрам было обычным явлением.
Больше всего переживали, когда на операционном столе умирали сослуживцы, которые получили ранения при артналетах на медсанбат. Приходилось хоронить индивидуально, было очень тяжело. Самое радостное было, когда объявили конец войны».