Радченко Серафима Андреевна
Радченко (Варлакова) Серафима Андреевна родилась 5 октября 1923 года в деревне Мезенцево Мишкинского района Курганской области. После окончания 7-го класса работала «ликвидатором неграмотности» в своем глухом селе. Ей нравилось работать учителем, ее успехи оценили в районе - вынесли благодарность. А через год она уже была студенткой педагогического училища (осенью 1949 года). Училась хорошо, с энтузиазмом. Но тут ее постиг первый удар — умерла мама, второй удар - отец недоволен был ее учебой и посылал работать в колхоз, отказавшись дочери помогать. В этой ситуации ей очень помогла тетя, она забрала ее к себе в город Омск в 1941 году, где Серафима окончила курсы медсестер.
13 марта 1942 года Омский военкомат направил Серафиму служить в Омский госпиталь (ЭГ 3501).
И сразу же первое и тяжелое задание. Начальник госпиталя Орлов Виктор Иванович, по словам Серафимы Андреевны,«доброй души человек, назначил юную Варлакову сопровождать солдата-инвалида на родину. Везла раненого поездом до Казани, а потом на грузовой машине и, наконец, в повозке, запряженной лошадкой. Была глубокая осень, холод, мороз, но юная Серафима не показывала раненому своих страданий и по дороге замерзшими руками крутила ему «козью ножку», набивая махоркой, а солдат нервничал, переживая, как встретят его родные.
Инвалида в его маленькой деревушке встретили жена, четверо детей и односельчане. Серафима была рада, что встреча была радостной и счастливой. На следующий день она отправилась в обратный путь, уже умея управлять лошадью.
В январе 1943 года сгоревший Омский госпиталь был передислоцирован в г. Ефремов Тульской области. Вражеские самолеты бесперебойно бомбили госпиталь, было много раненых, особенно во время Орловско-Курской битвы 1943 года.
Медсестры всему учились на ходу - начиная с первичной обработки, сшивания обширных ран до ампутаций конечностей, чтобы помогать хирургам в проведении операций. Много было случаев возникновения газовой гангрены, которая требовала повторной ампутации, но даже это зачастую не давало положительного эффекта. И здесь ввели другой способ: делали обширные разрезы, забивали их тампонами с мазью Вишневского.
Юную медсестру часто выручала ее выдержка. Когда присутствовал на операции Николай Нилович Бурденко, он накричал на Серафиму в ответ на ее жалобу, что ее рука не может держать поднятый над головой сосуд с кровью. Она не обиделась на суровость Бурденко, а стала, наоборот, бодрее и заявила, что он не хотел ее обидеть.
Здесь, в Ефремовском госпитале, начальник опять назначил Серафиму сопровождать в другой город, но уже не одного раненого, а 50. При этом никаким транспортом не обеспечил. Серафима сама нашла транспорт и перевезла всех раненых.
Такие сопровождения поручались еще не раз. Иногда сопровождение осложнялось тем, что в пути приходилось менять повязки раненым воинам, а на это надо было иметь не только физические силы, но терпение и мастерство медика.
Особенно тяжело медикам госпиталя было в Восточной Пруссии в период штурма Кенигсберга. Но это они преодолели и встретили там Победу.
В 1980 году Серафима Андреевна приехала в Таганрог. Здесь 8 лет работала в железнодорожной поликлинике в хирургическом кабинете.
Серафима Андреевна награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За доблестный труд», «Жуков Г.К.» и знаками «За доблесть и отвагу в ВОВ», «Отличник здравоохранения», а также всеми юбилейными медалями.