• Оглашение: миссия (не)выполнима?

    11.01.2016интервью с диаконом Георгием Канчой

    С помощником благочинного Таганрогского округа по катехизации диаконом Георгием Канчой мы поговорили об огласительных беседах, которые он проводит в Никольском и Георгиевском храмах нашего благочиния.


     - Проблема подготовки взрослых ко крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. И только недавно огласительные беседы перед крещением стали обязательными. С чем это связано?

    - В современной Церкви катехизация – одна из очень важных задач, потому, что после того, как закончилась советская эпоха, многие люди крестились, но с момента крещения, понимаемого очень часто магически, в их жизни ничего не изменилось, они остались в том же состоянии, в котором были до крещения. Теперь эти люди приходят крестить своих детей, и ситуация повторяется: они не имеют никакого представления о христианской жизни, и, конечно же, не способны ничего объяснить и передать своим детям. Поэтому в Русской Церкви уже давно стоит вопрос о том, что со всеми, приходящими на крещение, необходимо проводить цикл предваряющих бесед.

    Разговоры об этом ведутся уже давно, но в нашей епархии это началось с приходом владыки Меркурия. На Георгиевском Приходе, по благословению благочинного и настоятеля храма протоиерея Алексея Лысикова, мы начали делать это года за два до того, как владыка Меркурий стал нашим митрополитом. Поэтому, когда беседы стали строго обязательны, у нас уже было некоторое преимущество. Другим Приходам пришлось все делать срочно, а у нас была база, некоторые наработки. Поэтому для нашего Прихода было радостно, что наша инициатива оказалась востребованной.

    - Отец Георгий, в любом вопросе современной церковной жизни мы обращаемся к истории первохристианской Церкви. Можно ли сравнивать древнюю практику вхождения человека в Церковь и сегодняшнее оглашение?

    - Форма бытия Церкви сильно поменялась с того момента, когда она была гонима и клеймима обществом. Тогда люди, принимавшие крещение, делали сознательный выбор, который мог поменять всю их жизнь. Сами крещаемые являли собой пример настоящих христиан, и к ним всегда был особый подход. Восприемники были не те люди, которые учили крещаемого основам веры, а те, кто свидетельствовал о том, что человек действительно ее принял, т.е. это были представители общины, которые знали крещаемого и могли засвидетельствовать, что он не какой-нибудь «шпион», что этот человек вправду поменял свою жизнь в пользу христианских идеалов.

    - Как проходила подготовка ко крещению в Древней Церкви?

    - В доконстантиновской Древней Церкви люди, принимающие крещение, проходили долгую подготовку. Креститься просто так, как сейчас: пришел и принял крещение, было совершенно невозможно. Само крещение проводилось только в специально приуроченные дни, например, по великим праздникам: на Пасху, на Крещение, на Рождество. Крещение предваряла определенная подготовка: человек каждый день приходил в храм, например, Великим постом, если это было перед Пасхой, и епископ или назначенный священник специально проводил цикл бесед, которые и назывались огласительными. В них человек узнавал основы христианской веры и должен был утвердиться в своем желании принять крещение.

    Но на этом обучение не заканчивалось, после крещения был еще один цикл бесед, которые назывались «тайноводственными», потому что в Древней Церкви людям до крещения не сообщали о смысле таинства Евхаристии. Считалось, что только человек, просвещенный крещением, может понять Великие Тайны пресуществления Тела и Крови Господа. В Древней Церкви была так называемая disciplina arcana – тайная дисциплина, подразумевавшая, что о Евхаристии нельзя рассказывать, потому что это невозможно понять. Действительно, человек со стороны мог подумать, что это какой-то каннибализм. И некоторые так и думали, именно потому, что само таинство Евхаристии было засекречено. Во-первых, все тайное вызывает подозрение. И поскольку христиане никого не допускали на свои Евхаристические собрания, то люди со стороны думали, что они занимаются там свальным грехом, а потом детей, рожденных от этого греха, убивают и поедают. Это как раз был отзвук верований и слухов о том, что христиане на своих собраниях потребляют какую-то Плоть и Кровь. Потом ситуация изменилась, и Константин и его последователи-императоры стремились строить христианское государство, т.е. такое государство, в котором христианские убеждения являются естественным состоянием каждого человека. Вся дисциплина катехизации развилась в этот момент особенно сильно, бывших язычников долго готовили, чтобы они вошли в Церковь, и многие принимали крещение уже на смертном одре. Задача, поставленная императором Константином, была устроить государство таким образом, чтобы воспитывать людей в христианской вере, проводить в жизнь христианские идеалы, чтобы государство вместе с Церковью содействовало спасению людей. Эта идея прекрасно выражена в концепции симфонии святого императора Юстиниана. Конечно, на практике это почти никогда не удавалось, но такой идеал христианский есть. И мы не можем совсем отстраниться от светского государства. Церковь не может уйти в эскапизм, не пытаться вести диалог и взаимодействовать с государством. Для христиан это очень важно, и мы видим, что христианские исповедники, которые много претерпели от государства, пошли ему навстречу, как только император Константин принял христианство, т.е., они не стали отстраняться, дистанцироваться, и христианскую цивилизацию создать удалось.

    - А если говорить о России?

    - Князь Владимир был движим теми же идеями. Когда он принял крещение, он так хотел воплотить христианские идеалы в практической жизни, что епископам даже пришлось его отговаривать, т.к. это было преждевременно: когда он отменил смертную казнь, оказалось, что народ еще не готов к такому, расплодились разбойники, движимые безнаказанностью, и это привело к худшим последствиям. Однако византийская идея симфонии Церкви и государства продолжала существовать и рождала христианскую культуру.

    В Российской империи предполагалось, что каждый человек с детства участвует в богослужениях, поскольку посещение храма было практически общей традицией. Многие люди, даже не очень верующие, по традиции ходили в храм по воскресеньям. В школе официально преподавался Закон Божий. Катехизис, так или иначе, учили все. Не будем говорить о качестве того преподавания, было ли оно хорошим или плохим, но каждый христианин по вероисповеданию, так или иначе, участвовал в жизни Церкви. И каждый государственный чиновник должен был раз в году причащаться, это было требование государства. Конечно, с точки зрения христианства это странно, но, тем не менее, человек должен был как-то этот вопрос решать, и это предполагало знакомство людей с минимумом христианской культуры. Поэтому не было нужды в особой подготовке родителей и тем более детей, т.к. всех крестили в младенческом возрасте, и люди жили в христианской цивилизации. Но к инородцам, принимающим крещение, всегда применялось более-менее длительное наставление в вере.

    - С приходом советской власти проводилось ли в Церкви какое-то оглашение?

    - В СССР речь о научении вере не шла, тогда само крещение могло грозить неприятностями и свидетельствовало об определённой решимости, хотя многие взрослые крещаемые получали наставление или учились самостоятельно.

    И вот когда гонения на Церковь закончились — пришла мода на православие. Множество людей пришли креститься, а у Церкви не было сил и возможностей их научить — сказывались годы советского безгласия. И вот эти люди, крещённые и не наученные и движимые только модой (скоропреходящей как любая мода) так и остались полухристианами — крещёнными, но никогда не читавшими Евангелие, крещёнными, но никогда не причащавшимися, и их «Символом Веры» стал «Бог-в-душе». И вот теперь эти люди приходят крестить своих детей.

    - Отец Георгий, и что можно сказать об уровне понимания христианской культуры у тех, кто приходит на огласительные беседы сегодня?

    - Сейчас люди полностью оторваны от всякой христианской традиции, живут в совершенно нехристианской и даже антихристианской среде и крещение воспринимают исключительно магически. Они, может быть, и относят себя к христианам, но их представления о христианстве очень далеки от того, что хочет сказать им Церковь.

    Представления о посмертной участи у них языческие. Большинство верит в переселение душ иили реинкарнацию. Подавляющее большинство ничего не знает о воскресении мертвых, т.е. верят в то, что когда человек умирает, остается душа, которая потом где-то «болтается» (это я цитирую людей). А исконно христианская концепция воскресения мертвых совершенно не представлена в вере нашего народа. Это связано с тем, что в советское время люди никак не могли приобщиться к основам христианской веры, даже и священники не могли помочь людям в этом, потому что власть всячески этому препятствовала.

     

     

     

     

     

    - Часто приходится слышать, что «нас этому не учили»…

    - Через 25 лет после советской власти это странно слышать. Сейчас многие по инерции ничего не знают и не хотят знать о Христе. Но позвольте, если вы действительно христиане, кто вам мешал научиться за эти годы? При этом многие и не хотят учиться, да еще и возмущаются тем, что минимальное христианское научение стало необходимым для крещения (хотя иные потом благодарят). Это показывает полную индифферентность к вере, и вообще, к каким-то христианским поступкам. Именно поэтому катехизация сейчас так важна, она позволяет сказать людям хоть какие-то базовые вещи, что-то от них потребовать перед крещением, чтобы они хотя бы прочитали Евангелие. Ведь подавляющее большинство людей никогда его не читали. Для них Евангелие - совершенно закрытая книга. Их знания о жизни Христа — в лучшем случае из детской Библии или из фильма «Страсти Христовы». Катехизация позволяет хотя бы потребовать от человека открыть Священное Писание, познакомиться хотя бы с одним из Евангелий. У нас обязательно требуется прочитать между первой и второй беседой Евангелие от Марка – самое маленькое и доступное, и прийти на вторую беседу уже хоть что-то зная о Христе. Это не значит, что человек станет христианином, по крайней мере, он будет иметь представление, кто такой Спаситель Иисус Христос и как действовать дальше.

    - Существует ли какая-то система проведения огласительных бесед на разных приходах?

    - Конечно, катехизация должна иметь систематический характер во всех приходах, чтобы не было возможности избегать ее. Если на каком-то приходе она проводится, а на другом нет, то люди быстро по «сарафанному радио» узнают об этом, и, конечно, по пути наименьшего сопротивления, идут туда, где она не проводятся, и там крестятся.

    На практике мы видим, что у приходов разные возможности, и поэтому какая-то дифференциация должна быть, и она существует. Например, в Ростове-на-Дону обязательны четыре беседы, в Таганроге - две беседы, а в деревенских храмах возможна и одна беседа. Все-таки такая дифференциация существует по виду разных приходов. Это необходимая мера. От сельских жителей, например, требовать посещения четырех бесед почти невозможно.

    - Сможет ли такая обязательная система поменять ситуацию с катехизацией, не будут ли люди подходить к этому формально?

    - Если человек подходит к крещению магически, он выполнит все требования, посетит, сколько нужно бесед, просидит со стеклянными глазами и ничего в нем не изменится – он исчезнет. Но если человек уже готов, то хорошая катехизическая беседа приведет его в Церковь. Здесь важны два факта: во-первых, личная готовность человека, подходящего ко крещению, а во-вторых, способность катехизатора.

    Условие успешной катехизации – это встреча с человеком Церкви. Это встреча со священнослужителем, с катехизатором, с педагогом, личная встреча лицом к лицу. Если этой встречи не произойдет, то, как бы ни были беседы методически хорошо выстроены, они будут малоэффективны.

    Много людей у нас, которые чувствуют себя христианами, но они просто не знают, что делать. Они не знают, как и для чего ходить в храм, они, может, даже читают Библию и пытаются соблюдать посты, но им не понятно, зачем это нужно. Когда им объясняешь, что существует таинство Евхаристии, то эти люди очень радуются, потому что они понимают, что есть смысл продолжать, что Церковь – это не только «покрестился и пропал», а существуют какие-то благодатные действия, т.е. на этом христианская жизнь не заканчивается, и это самое приятное для них.

    Но самое главное – должен произойти контакт, встреча лицом к лицу с человеком Церкви, не важно, кто это – священник (это, конечно, лучше всего), или педагог, или катехизатор. Услышать от него какие-то слова о Христе, может быть, получить какое-то задание, например, прочитать Евангелие. Это, конечно, тяжело и всегда идет со скрипом, но, если тот, кто ведет беседы, способен как-то заинтересовать людей или хотя бы просто потребовать выполнить задание, это тоже может сработать.

    - И есть такие примеры?

    - Конечно, мы такие случаи видим. Основной контингент, с которым приходится общаться на беседах, - это молодые люди, у которых недавно родились дети, и они решили их крестить. У нас на Приходе есть несколько человек и даже семей, которые после катехизации вошли в Церковь. Сразу скажу, их не так много, потому что катехизация – это не панацея, не следует ждать, что будет мгновенный и стопроцентный эффект. Но, собственно говоря, это и относится к словам Спасителя: «Много званных, мало избранных».

    - Что показывает Ваш опыт, если говорить о готовности людей ко крещению?

    - К сожалению, крещение в нашем народе – это лишь традиция, часто даже не очень связанная с христианством, а просто народная традиция. Но мы не можем ограничить крещение, это ни к чему не приведет.

    Я спрашиваю, зачем люди крестятся? Ответы почти всегда радикально отличаются от христианских: никто не говорит о спасении души, в основном говорят о защите, т.е. христианство воспринимается как какой-то оберег; о том, что это наша народная традиция; иногда говорят, для того, чтобы у ребенка появились новые родители, что вообще оторвано от реальности, потому что крестные почти никогда не принимают участия в воспитании детей.

    - Но если человек не готов ко крещению, тогда насколько священник, катехизатор должен быть способен выйти на эту «встречу» с крещаемым?

    - Мы подошли ко второму важному фактору выполнения нашей огласительной миссии. Тут мы зачастую имеем такую ситуацию: те, кого мы призываем к катехизации, в основном, не готовы, чтобы вести какую-то беседу. Но если даже они готовы о чем-то поговорить, то, как правило, сами священники или катехизаторы не имеют должного опыта. То есть получается ситуация, когда «низы не хотят, а верхи не могут».

    Священник, только закончивший семинарию, просто не подготовлен к катехизическим беседам, он имеет теоретические знания, которые на практике не соприкасаются с тем жизненным багажом, который есть у современного человека. Нужно выстраивать мосты, а навыка у священника нет, и он пугается. Поэтому, иногда священники подходят к беседам формально, говорят о каких-то частностях, это всегда очень печальный результат, и может даже навредить.

    - Тем не менее этот процесс идет, катехизаторы набираются опыта, вырабатывают какие-то методики… Может ли это помочь?

    - Методика катехизации в том и состоит, чтобы попасть в какой-то жизненный нерв человека, в какие-то проблемы. А проблемы у современного человека не уменьшаются, а только увеличиваются, он постоянно живет в них, душа его страдает без Господа, и, безусловно, ему Христос нужен, только нам надо донести Его до человека.

    Можно сказать, что катехизация – это христианская педагогика, т.е. это методы и способы подведения человека к Церкви. Опытные педагоги говорят, что педагогика – это не наука, а искусство. Здесь такой же случай. Если у тебя нет желания, нет таланта, нет призвания к этому, то катехизацией, также как любым искусством лучше не заниматься.

    Во всяком искусстве есть технология, техника, которой обучают, как обучают рисованию, музыке. Но, сможешь ли ты эту технику развить – зависит от тебя самого. Ко мне приходило даже несколько священников послушать беседы. Потом в разговоре каждый сказал, что он делает их по-своему. Т.е. полностью передать этот опыт невозможно, потому что у каждого он свой.

    - У многих крещеных людей эта «встреча» с Богом, со священником так и не состоялась. Могут ли огласительные беседы помочь по-настоящему прийти таким людям в Церковь?

    - Конечно, на беседах мы и работаем с теми людьми, кто принадлежит к Церкви формально. Это люди крещеные, но после крещения никогда не исповедовались, никогда не причащались, не участвовали в таинствах, не читали Писание и знают только пару слов об Иисусе Христе, нашем Спасителе. О Церкви они знают что-то в обрядовом ключе: прийти, посвятить вербу, воду, куличи. О том, как Церковь может благодатно изменять нашу жизнь, они понятия не имеют. Для этого катехизические беседы – благодатнейшая почва. Скажем так, что нам не надо, как свидетелям Иеговы, стучаться по квартирам и звать людей к себе. Люди сами приходят, и приходят они в идеальном случае вчетвером – это родители ребенка и двое крестных. Эти люди обязаны нас выслушать.

    И это не только обязанность, предписанная священноначалием, но и уникальная возможность общения с человеком лицом к лицу, которую нам нельзя потерять. Именно поэтому катехизация – одно из приоритетных направлений в церковной деятельности. К сожалению, как я уже сказал, это как искусство, и оно не может быть массовым, поставленным на поток. Каждый человек, который этим занимается, должен подойти к оглашению творчески. Если он не вложит сюда свою душу, это будет мертворожденный продукт, который может навредить.

    - Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы выстраиваете содержание огласительных бесед?

    - Сначала у нас была одна беседа, а теперь мы пришли к двум, потому что за одну беседу все рассказать невозможно.

    Эти беседы я построил по определенной логике, которая исходит из того, как я вижу христианство. Конечно, я соотношу эту логику с церковным преданием, с учением Церкви. Но эта логика должна быть жизненна, и она в первую очередь должна быть актуальна для меня самого.

    I. Поэтому первую беседу я выстраиваю по следующей схеме:

    1. Прежде всего, мы должны показать человеку, какая актуальная проблема существует в его жизни. И главная проблема для любого человека очевидна – это смерть. Т.е. человек умирает, и выхода из этой ситуации нет. Следующий посыл: если смерть – это проблема, то человек, как существо мыслящее, должен как-то от нее избавиться. А как можно избавиться? Я стараюсь подвести людей к мысли, что избавиться от смерти можно только соединившись с бессмертным Богом. Дальше я стараюсь показать, что не существует никаких других путей соединения с Богом, кроме того, чтобы Бог сам пришел к нам и сделался человеком. Человек никак не может соединиться с Богом: между ним и Богом пропасть. Поэтому Бог должен прийти к нам, стать человеком и соединить Бога и человека в себе. Такова первая смысловая тема в моей беседе.

    2. Вторая смысловая тема: если Христос нас спас Своей Смертью и, прежде всего, Своим Воскресением, то дальше нужно понять, что из этого следует, и что мне делать.

    Из веры происходят надежда и любовь. Мы верим в Воскресение Христа. Надеемся на свое воскресение: как Воскрес Христос, так должен воскреснуть и я. Тут сразу возникает вопрос, из чего это мы должны воскреснуть? Ведь Христос – это богочеловек, а я просто человек. И разрешение этой мысли идет в действии Христа, которое произошло на Тайной вечере, когда Христос через хлеб и вино, которые соделал Своими Телом и Кровию, соединяет нас, христиан, с Собой и, таким образом, делает нас подобными Себе. И если мы подобны Христу, то, как Он был мертв и Воскрес, так воскреснем и мы. И это сразу выводит людей на то, что они должны участвовать в таинствах Церкви, одного крещения недостаточно.

    А следом из этого выводится очень важная мысль о том, что если мы сможем соединиться со Христом, то наша цель – стать Богом. Это прекрасная цель, ради которой стоит потрудиться. Дальше мы пытаемся понять, есть ли такие люди, которым это удалось? И мы отвечаем: да. Люди, которые достигли соединения с Богом, - это святые.

    Но следующая и последняя мысль на первой беседе: святые – это не просто люди особые и отделенные от нас, это те, кем нужно стать нам. Каждому человеку нужно стать святым. Христианство – это о том, чтобы захотеть невозможного. Стать святым, конечно, невозможно. Но если захотеть, то Бог даст. А это значит (и я пытаюсь это людям объяснить), что святость, это не что-то потустороннее, что святые – это такие же люди, как и мы, которым Господь даровал спасение. На этом первую беседу я заканчиваю и даю людям задание прочитать Евангелие. Они должны узнать о Том, Кто их спасает.

    II. Вторая беседа посвящена таинствам и тому, каким образом мы получаем спасение. Логика этой беседы в том, что в таинствах мы соединяемся со Христом, и надо описать механизм этого соединения. Здесь я перехожу к человеку и говорю, что для того, чтобы стать человеком, нужно родиться, кормиться и воспитываться. Такие три важнейших пункта. Если ты не родился, то тебя нет, если не кормился – умер с голода, ну а без воспитания человек не станет человеком. И тут я говорю о том, что в христианской жизни крещение – это рождение. Здесь я рассматриваю все вопросы, связанные с крещением и рождением, а также рассматриваю вопрос о том, что крещение – это символ очищения водой. Объясняю, что через воду происходит и рождение человека в новую жизнь, и очищение от греха. «Кормится» христианин в таинстве Евхаристии. И это важный момент, потому, что у нас люди в большинстве своем крещенные, но в таинстве Евхаристии не участвовавшие. Мы ставим вопрос так, что оглашаемые видят аналогию: если человек родился, но не будет есть - он умрет. Так и причастие – это духовная пища для нас. Но не для того, чтобы жить в этой жизни, а для того, чтобы жить в жизни вечной. Здесь точно такая же логика: мы должны стать Богом и для этого питаемся самим Христом посредством таинства причастия.

    Воспитывается христианин через заповеди. Если мы их не исполняем, то тоже перестаем быть христианами, и тогда умираем – грехи нас убивают. А для того, чтобы знать заповеди, необходимо читать Писание. Кроме того, что следует читать Писание и стараться исполнять его, я еще говорю о молитве. Молитва – тоже часть воспитания христианина. Христианин должен постоянно искать общения с Богом.

    И начало духовной жизни – это пост. Без поста нет аскетической жизни. Аскетическая жизнь начинается с низшего в человеке, с желания поесть. Если человек не учится управлять своими страстями, начиная с соблюдения поста, то можно сказать, что и духовной жизнью он не живет.

    На этом беседа заканчивается. И резюме таково: креститься мало, а надо еще детей своих в Церкви причащать и воспитывать. А как же оглашаемым можно детей воспитывать в вере, если сами оглашаемые не христиане? Воспитать детей христианами можно, только будучи христианином самому. А чтобы самим быть христианами, нужно участвовать в таинстве причастия, нужно хоть иногда открывать Библию и знать, о чем там говорится, нужно с Богом разговаривать в молитве, нужно хоть немножечко поститься.

    Таким образом я пытаюсь заронить в оглашаемых идею о том, что Церковь еще что-то дает. Ведь в большинстве своем они пришли, чтобы у Церкви что-то взять – например, защиту. Надо им хотя бы на их уровне дать понять, что защита не работает без продолжения, без сознательного участия в таинствах.

    - Расскажите о реакции людей на Ваши беседы, как Вы чувствуете обратную связь с аудиторией?

    - Один из важных выводов моей практики в том, что с людьми нужно вступить в диалог. Потому, что они не расположены тебя слушать. У них задача – отсидеться. И они постоянно меня провоцируют, говорят: вы нам расскажите, а мы скорее уйдем. Поэтому, чтобы установить с человеком контакт, нужно вступить с ним в диалог. Поэтому я выбрал не формат лекции, а формат сократической беседы. То есть задается вопрос, и они должны найти нужный для меня ответ. Я на этом пути помогаю им. Неизбежно, если люди ищут ответы, они находят какие-то ложные пути. Я стараюсь не акцентировать их внимание на ошибках, говорю, что мы никого не сжигаем. Они иногда смеются над своими ошибками, над ошибками других, это позволяет разрядить обстановку, наладить контакт. Главное, чтобы люди чувствовали живое общение. Если ты вступил в живое общение, человек от тебя уже никуда не уйдет - он втянут в диалог, он слушает дальше.

    Второй момент в том, что нельзя смотреть на людей, как на какой-то материал для катехизирования, нужно видеть живую личность. Хотя беседа всегда имеет постоянную канву, но она может изменяться в какие-то стороны в зависимости от того, что волнует людей. Если человека заинтересовал какой-то вопрос, я могу остановиться, отойти в сторону от основной темы, и потом вернуться назад. Но это навык любого преподавателя – возможность какие-то занимательные вопросы развивать, и возвращаться к основной теме беседы. Необходимо видеть и слышать, что человека интересует, и отвечать на возникающие по ходу вопросы. Вот такой момент обратной связи. Ну а вопросы, конечно, задают самые разнообразные, охватывающие всю человеческую жизнь. Вопросы могут задавать из любой сферы.

    - И какие это вопросы, что людей волнует больше всего?

    - Есть несколько побочных тем, которые к крещению не относятся, но я стараюсь всегда их раскрыть.

    Первая – это тема абортов, она связана с темой заповедей во второй огласительной беседе. Аборты у нас в России – это бедствие. Люди даже не понимают, что это грех. Для некоторых это средство предохранения. Рассказать об этом всегда очень важно. И я вижу, что очень у многих, особенно у женщин, это всегда вызывает отклик. И когда они слышат о том, что аборт - это грех, у них разные реакции бывают, вплоть до слез. Это тоже важный момент, его нельзя упускать, потому что эти слезы искренние, пускай мы попали человеку в больное место, но ведь оно неспроста ж больное, значит, человек действительно страдает от этого. И это значит, что состоялся контакт и нужно суметь человека вывести на какое-то практическое действие. Конечно, аборт - страшный грех, но Христос искупил все грехи, и даже самые страшные. И если мы придем под Его защиту, то грех этот будет прощен. Главное, нужно без какого-то осуждения и истеричности, но остро показать суть этого поступка. Я, например, прямо говорю: «Давайте представим, что я взял ребенка (младенца) и разбил ему голову». Конечно, все ужасаются. Я говорю: «Вот для вас страшно, но, ведь то же самое делается во время аборта, только этого никто не видит и не слышит, но также голову щипцами раскалывают и ребеночка по частям вынимают». Это жестко, но это правда. Это наша беда, может быть, один из главных грехов в России, мы по абортам в мире на первом месте. Это говорит о том, что у нас не все в порядке. Может быть, это наша главная беда и грех. Все остальное решаемо, а это перед Богом довольно страшно. Это важная тема, которую я всегда раскрываю, и которая почти всегда «цепляет» людей.

    Вторая тема в рассказах о заповедях – это христианский брак. Я выбираю эту тему по одной простой причине: институт брака сейчас переживает очень проблематичный период, люди не понимают, что такое брак вообще (даже нехристианский). Многие считают, что брак – это то, что происходит между двумя людьми. Однако, брак – это то, что происходит в социуме. То есть человек не просто вступает в брак с женщиной, он вступает в брак с женщиной перед лицом человеческого сообщества, берет на себя обязательства заботы о семье. А вне общества человек не существует. Вы знаете, что люди очень часто просто так живут, но как только у них доходит до развода, они сразу обращаются в суд. То есть до этого им общество было не нужно, но как только проблемы появились, оно им понадобилось. Общество всегда защищает слабого. Как правило, этим слабым оказывается женщина, потому, что женщины в брачной жизни больше страдают. Ну, и вопросы сексуальной морали (например, почему нельзя изменять), к браку тоже относятся. Эти вещи брак разрушают. И показать пагубность этого достаточно просто.

    Таковы две важные темы, которые к крещению напрямую не относятся, но которые сегодня необходимо затрагивать при оглашении. Если бы оглашение перед крещением включало большее количество бесед, то под эти темы стоило бы выделять отдельную. Пока у нас нет такой возможности, и я могу сказать: за две беседы по полтора часа мне удается изложить все, что я намечаю, и удается достучаться до людей. Я не уверен, что это всегда сработает. Но, по крайней мере, у людей после бесед остаётся какое-то представление о том, чему христианство учит. Они могут забыть то, что я им говорил, но они не забудут какие-то очень важные для них моменты, которые на наших беседах проговаривались. И когда они встретятся с этим в жизни, они вспомнят, и будут знать, где искать.

    - Были вопросы, которые Вас удивили?

    - Вопросов, конечно, бывает много. Бывают и забавные случаи. Например, когда начинаешь говорить про смерть, люди возмущаются, говоря, что мы пришли крестить детей, пришли ради жизни, а вы нам начинаете рассказывать про смерть. Это тоже свидетельство того, что в человека «попало». Современный человек живет в большом страхе смерти, и ему нет от нее защиты. Бояться смерти - естественно для человека. А христианство предлагает мощнейшую защиту - Воскресение Христа дает возможность не бояться смерти. Люди возмущаются потому, что смерть для них – табу, они боятся о ней говорить, думать. В итоге она все равно приходит, потому, что от нее никуда не денешься: умирают либо твои родственники, либо ты сам подходишь к этому порогу. А в христианстве есть универсальный рецепт – к смерти надо готовиться.

    - Озвучиваются на беседах претензии к Церкви?

    - Конечно, постоянно возникают претензии. И мы видим, что для людей очень сложен для понимания вопрос денег в Церкви. Я не очень люблю это обсуждать, потому, что это возникает от полного незнания церковной жизни. Когда люди знакомятся с Церковью ближе, у них этот вопрос отпадает, поэтому я стараюсь сменить тему. Если их увлечь чем-то более существенным, то вопрос материального обеспечения Церкви отпадает. Вопросы десятины и пожертвований займут много времени, я начну спорить, пойдет обсуждение, и мы уйдем от основного, от насущного, того, что спасает душу человека. В объяснении частных вопросов о том, как Церковь выживает, как формируется зарплата священников, что такое пожертвования, я очень часто говорю - если у вас нет денег, вас окрестят бесплатно, если у вас двойня, то могут взять за одного и так далее. То есть подход «деньги – товар» должен быть искоренен.

    Совесть каждого священника призывает всегда входить в положение конкретного человека. В случае, если человек не имеет средств, он должен подойти к священнику, предупредить, и его окрестят безвозмездно. Мы берем пожертвование за крещение лишь потому, что человек должен почувствовать - в его жизни происходит что-то значимое, и Церковь должна стать значимой для него. Если бы мы не брали за крещение средств, но требовали бы от людей подготовки, то люди, не задумываясь, скорее заплатили бы эти деньги, чем пошли бы на огласительные беседы, а нас потом еще и обвинили бы в корысти. Потому что так всегда происходит, люди, например, сами стимулируют работников ГИБДД к тому, чтобы брать взятки, а потом их же ругают. Потому что проблема денег действительно существует в обществе и Церкви. И эти темы поднимают, как правило, те люди, которые сами далеки от кристальной честности. Это общее правило: если ты видишь грех, значит, он в тебе есть.

    Действительно, во время бесед может возникнуть много острых моментов. И задача катехизатора их сгладить. Суть в том, что они возникают от незнания подлинной церковной жизни. Человек судит о Церкви по каким-то громким процессам, по выездам патриарха, по тому, что видит, как представители власти стоят со свечкой в храме. Он не видит простых верующих, он их не знает. Не знает священников – тоже простых и честных тружеников на своей ниве. Если он это увидит, если придет и узнает, то многие вопросы, конечно, автоматически отпадут. Задача в этом.

    - Какова ситуация с оглашением на сельских приходах?

    - Я знаю ситуацию на сельских приходах, и, конечно, технология там должна быть немножко другая, но принцип действует тот же самый – это встреча лицом к лицу. Могу рассказать опыт одного сельского священника: он ни одного человека не окрестил без беседы. Это был его принцип, и ему приходилось прилагать немало усилий, чтобы его отстаивать. Он вел с людьми не какие-то суперинтеллектуальные беседы. Прежде всего, это была встреча глаза в глаза, это всегда дает эффект. Потому, что люди, которые «встретились» со священником на таком уровне, скорее всего, придут к нему потом. На приходах этого священника, действительно, всегда было очень мало крещений. Люди узнавали, что батюшка такой «недобрый» - беседует, иногда журит, и даже прогоняет, и ехали креститься в другие деревни. Но зато вокруг него создавался Приход. Потому, что из десяти людей, которые с тобой поговорят, один останется, и этот человек принесет гораздо больше пользы. Ведь не секрет, что деревенские приходы бедны, и крещения – большой материальный стимул. Но если священник готов этим пожертвовать, если для него приоритетом является не получение денег, а исполнение своей христианской обязанности по отношению к людям, то это ценно. Может быть, с деревенским человеком нужно говорить проще, понятнее, но люди везде одинаковые. Будь то академик или труженик села, проблемы у людей одинаковые, страдания одинаковые, душа одинаковая, и для всех актуально одно и то же, всем нужен один и тот же Христос – Спаситель и, конечно, простое человеческое отношение, не формальное, не наплевательское, а человеческое, искреннее. Это работает всегда. Основное правило катехизации – полюби тех, кто к тебе приходит, тогда тебе будет не скучно с ними, а им будет интересно с тобой.

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий