• Краткое жизнеописание архиепископа Иоанна (Поммера)

    02.03.2011

    Иоанн (Поммер Иван), архиепископ Рижский и Митавский.

    Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей.

    Годы своего детства и юности провел он на полях, пася стадо домашних животных своего отца.

    С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь, церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловесное стадо и готовиться к пастырству.

    Слушаясь своего первого духовного отца - сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика.

    В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию.

    В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадского, пострижен в монашество.

    В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии.

    С 1906 году - инспектор Вологодской духовной семинарии.

    В 1907 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

    11 февраля 1912 г. хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, викария Минской епархии.

    4 апреля 1913 г. - епископ Таганрогский и Приазовский, викарий Екатеринославской епархии.

    С 7 сентября 1917 г. - епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.

    9/22 апреля 1918 г. - епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вел борьбу с “народной” церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу.

    В 1921 году возведен в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру.

    Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине.

    До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.

    Сама Латвия в то время была еще совсем юным государством, только что получившим самостоятельность.

    По ходатайству епископа Иоанна и Церковь Латвийская была также признана самостоятельной, о чем преосвященный Иоанн 8/21 июня 1921 г. получил документ, утвержденный Святейшим Патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.

    Архиепископу в первое время пришлось поселиться в подвале собора, так как прежняя резиденция православных архипастырей была отдана главе католической церкви, а другого помещения не было и собственными средствами Православная Церковь не располагала. Православные латыши, ранее враждовавшие с русскими, под руководством архиепископа Иоанна стали действовать единодушно.

    В 1925 году архиепископ Иоанн был выбран в Сейм и там добился значительного улучшения положения Православной Церкви. Она получила такие же права, как и другие церкви Латвии.

    Присутствие в парламенте дало архиепископу Иоанну возможность заступаться за своих пасомых и за правду Божию вообще, так что его жилище с утра до ночи осаждалось людьми, ищущими его заступничества. Он никого не отвергал, был готов помочь всем, без различия национальностей и не только православным.

    Внешность имел красивую. По общему признанию не только православных, но и представителей других национальностей, архиепископ Иоанн был человек большого, острого ума и твердой воли, не знавший никаких сделок со своей совестью.

    Рассказывают, что в своем слове у Плащаницы на Великий Пяток 1931 года он напомнил слушателям, как мы в таинстве св. Крещения отрекаемся от сатаны и всех дел его, и затем закончил поучение следующими словами:

    “Кто жизненно не отрекся от царства сатаны и ангел его, кто допускает компромиссы, в той или другой форме, с царством сатаны, не достоин своими устами лобызать Христа и Его Плащанице”.

    Чудное красноречие преосв. Иоанна звучало с одинаковой силой и на сеймовой трибуне и на церковной кафедре.

    Не удивительно, что у него было много не только друзей, но и врагов.

    В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. он погиб мученической смертью - был заживо сожжен на своей пригородной даче дружинниками латвийского диктатора Ульманиса за то, что архиепископ Иоанн не подчинился распоряжениям ульманисовского правительства о прекращении церковного послушания Московской Патриархии.

     

    Количество комментариев: -1

    Последняя запись - 25.04.2024 09:03:44, автор -

    Добавить комментарий