Соловецкие зарисовки
Много раз приходилось мне слушать рассказы людей, побывавших в монастыре на Соловецких островах. С каким восхищением делились они своими впечатлениями об увиденном, и эти рассказы не могут оставить безучастным слушателя, но на Руси с незапамятных времен существует поговорка: « лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и наша повседневная жизнь подтверждает ее правоту. В июле этого года Господь сподобил и меня побывать на Соловках в составе группы паломников из Таганрога, и я воочию увидел то, что не может оставить человека равнодушным. Хотелось бы и мне поделиться своими впечатлениями.
С незапамятных времен появилось такое явление в христианском мире, как паломничество по святым местам: люди шли пешком, ехали на лошадях, переплывали моря с заветным желанием - прикоснуться к святыне, помолиться, и, может быть, стать немножечко лучше, более приблизиться к тому идеалу, о котором говорит нам Евангелие. В наш век скоростей, при постоянной нехватке времени, редко кто имеет возможность путешествовать так, как это делали наши прадеды. Вот и наша паломническая группа, купив заранее билеты, двое суток стойко переносила жару, духоту, тесноту и прочие мелкие бытовые трудности плацкартного вагона в поезде «Адлер – Мурманск».
И вот в 20.17. мы прибыли на станцию Кемь, которая нас встретила дождем и осенней прохладой.
Небольшой автобус довез нас до Соловецкого подворья, где нам предстояло провести ночь, перед тем как утром сесть на катер, переправляющий паломников на Соловецкий остров.
Поужинав в трапезной, можно было бы лечь отдыхать, но как можно заснуть, если на дворе белые ночи, а прямо с подворья видны строения, послужившие декорациями к известному фильму Павла Лунгина «Остров».
И как можно было не зайти, и не посмотреть на деревянный ящик, который старец Анатолий (Петр Мамонов) в фильме готовил себе вместо гроба.
Побывав на бывшей съемочной площадке, самые «стойкие» паломники отправились осматривать окрестности. А посмотреть там есть на что, ведь именно отсюда, во времена репрессий отправлялись баржи с заключенными в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), о чем свидетельствуют фундаменты бараков, ржавая колючая проволока, основания сторожевых вышек и полуразрушенный причал.
Ночь не может длиться вечно, даже если это белая ночь. Наступило утро и нас ждет катер. Не совсем выспавшиеся, чему способствовала ночная прогулка по берегу Белого моря, короткими перебежками переносим поклажу с пожертвованиями для монастыря на пристань. И вот все с нетерпением ждут погрузки на катер.
В это утро перевозят людей на Соловецкий остров два катера. Мы идем на «Святителе Николае», в паре с ним «Святитель Филипп».
Почетным эскортом нас сопровождают чайки. У них свой, корыстный интерес: они знают, что их обязательно будут кормить, и не гнушаются брать кусочки хлеба прямо из рук, а так как на лету это делать, мягко говоря неудобно, могут укусить за палец (я слышал, краем уха, о парочке пострадавших при кормлении этих «диких животных»).
У нас даже был свой «впередсмотрящий» из числа этих крылатых аборигенов.
Забегая немного вперед, хочу сказать, что в то время когда мы находились на Соловецком острове, там проходила парусная регата, но так как участие в ней не являлось нашей целью, мы ее фактически не видели, если не считать паруса на горизонте, но один из ее участников встретил нас в Соловецкой бухте. Вот такой вот красавец фрегат (да простят меня моряки, если неверно определил класс судна) под названием «Святой Петр».
Соловки встретили нас туманом и сыростью.
Посреди бухты стоит поклонный крест, такие кресты ставятся на распутье дорог, чтобы освятить путь, вот и этот крест стоит, освящая водный путь большим кораблям и малым суденышкам.
И вот мы на Соловецкой земле – Святой земле, обильно политой потом многих поколений монахов и кровью исповедников и мучеников, да и просто невинных заключенных лагеря особого назначения. По дороге с пристани перед нашим взором развертывается величественная панорама крепостных стен Соловецкого монастыря, основанного более чем 570 лет назад.
Издревле на Руси одним из типов постройки храмов был образ ковчега – корабля спасения. Здесь же весь монастырь отстроен как большой корабль, плывущий в вечность.
Центральный вход в монастырь, Святые ворота, находится на реставрации, и поэтому Никольские врата основной путь, через который можно попасть в монастырь.
Надвратный образ святителя Николая Чудотворца.
Монастырская звонница. Колокола настолько доступны, что их можно осязать руками, чем некоторые паломники не преминули воспользоваться. Жаль – звонить можно только по благословению настоятеля обители.
А во дворе монастыря, напротив Святых ворот, на земле стоит колокол, который помнит дореволюционные времена, и времена Соловецкого лагеря особого назначения. На его литом теле есть шрамы от пуль - развлекаясь, охрана СЛОНа стреляла по колоколам.
Вообще и до революции правительство использовало стены монастыря для содержания государственных преступников, но размеры этой тюрьмы, количество заключенных и их содержание несопоставимы с тем, что устроила здесь Советская власть. На экскурсии по монастырю нам показали старую тюрьму. Это довольно таки тесные и мрачные помещения.
Здесь у наших паломников была возможность ощутить себя на месте людей, проводивших долгие годы в этих каменных казематах.
Вообще монастырь строился как неприступная крепость, он и сейчас с успехом выдержит осаду, если не будет применяться тяжелая артиллерия и авиация.
Сторожевые башни все еще стоят на своем боевом посту. В их бойницах установлены орудия, как воспоминание о ратном прошлом монастырской обители. Это неотъемлемая часть истории монастыря, но не для этого создавались монастыри святыми подвижниками.
Монастырь, в первую очередь – духовный оплот, корабль спасения. И слава монастыря - это его святыни и подвижники, прославившие Творца своей жизнью.
Годы безбожия разрушили то благолепие, которое создавалось братией на протяжении столетий. Вот что осталось от настенных росписей одного из храмов.
Но, слава Богу, ведутся реставрационные работы, монастырь воскресает из руин запустения. В лесах маковка Троицкого собора – это говорит о том, что скоро будет восстановлен еще один купол храма Святой обители. Восстанавливается и внутреннее убранство храмов.
Идет своим чередом духовная жизнь монастыря: проводятся богослужения, богомольцы Святой обители имеют возможность помолиться на богослужении, исповедаться и причаститься. Во время церковных праздников братия и паломники проходят крестным ходом вокруг монастыря.
В одном из таких крестных ходов, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, участвовала и наша паломническая группа.А одного нашего товарища Господь даже сподобил нести икону святого великомученика Георгия, такой небольшой подарок ко дню рождения.
В первый же день приезда нас повели в Свято-Вознесенский скит на горе Секирной. О том, почему гора так называется, повествует этот памятный камень. Надпись на камне гласит: « На Чудову гору вход женскому полу возбранен по тому случаю. Когда преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы проживали летом с женами под горой. Оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст Божий явил чудо: ангелы в виде 2 светозарных юношей изгнали рыболовову жену прутьями из горы. На крик ее пришел преподобный Савватий, коему жена сказала что ангелы, изгоняя ее, говорили: сей остров назначен Богом для иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху. А.А. 1857».
Путь к скиту лежит мимо поклонного креста. Много людей взошло на крест этой дорогой, ведь во времена СЛОНа в Свято-Вознесенском скиту был устроен мужской штрафной изолятор.
В стенах этого храма, служившего еще и маяком для находящихся в море путников, провели свои последние часы многие заключенные Соловецкого лагеря.
Эти своды создавались для того, чтобы под ними возносилось молитвы к Богу, но одному Богу известно, сколько боли и слез Соловецких узников они видели.
Спуск с горы от скита так же стал последним путем многих узников. И в память об этом в конце лестницы установлен памятный крест.
Обратный наш путь лежал через Филипповские садки. Эту дамбу возвел святитель Филипп, будучи настоятелем обители, с целью обеспечения монастыря свежей рыбой. К тому же она служит великолепным мостиком через заливчик.
Следующий наш поход был на Большой Заяцкий остров, в Свято-Андреевскую пустынь. Так как это остров, путь к нему лежал по Белому морю, в сопровождении неизменных чаек, прилетевших позавтракать. Вообще-то расстояние от Соловецкого монастыря до острова Заяцкого около 5 верст, монастырь даже виден с острова, но катеру пришлось обходить мели и подводные камни, так что путь занял намного больше времени, чем если бы мы шли по прямой.
Времена репрессий не обошли стороной и этот остров: в храме Андрея первозванного был устроен женский штрафной изолятор.
В этих стенах томились женщины-узницы. Сам храм построен в 1702 году. Диву даешься, как сохраняются деревянные постройки в северном климате. История повествует о том, что в этом храме, по настоянию императора всероссийского Петра I, был освящен Андреевский флаг – флаг Военно-морского флота России.
13 июля – день памяти святого апостола Андрея Первозванного, и как раз в этот день мы в скиту освященном в его честь, ну как не отметить этот день общей фотографией. На снимке вся наша группа (кроме Вашего покорного слуги) возле храма.
На следующий день нас ждал остров Анзер.
Если на Заяцком острове скит расположен на берегу, то здесь пришлось потрудиться, чтобы добраться до первого скита.
В пути иногда встречаются всякие неожиданности, вот и сейчас навстречу нам из-за поворота появляется лошадка, доставляющая воду в скит. Дорогу осилит идущий, и вот он, Свято-Троицкий скит перед нами. Годы запустения не пощадили когда-то бывший великолепным храм.
Но, даст Бог, и прежнее великолепие будет восстановлено, а эти первые иконы станут первыми кирпичиками в стройном здании внутреннего убранства храма.
Далее наш путь лежит в Голгофо-Распятский скит, расположенный на самой высокой точке острова. Хотелось бы сказать о том, что на Соловецких островах бесчисленное множество озер, и вода в них настолько чистая, что практически из любого озера можно безбоязненно утолить жажду, чем наши паломники успешно пользовались.
До революции на Соловецких островах было бесчисленное множество поклонных крестов. Советская власть всячески пыталась их уничтожить, и прилагала немалые усилия к этому. Сейчас монахи постепенно восполняют нанесенный урон, и часто на пути попадаются вновь воздвигнутые кресты.
Вот и сейчас, в чаще леса мы подходим к кресту, а за ним открывается вид на храм Голгофо-Распятского скита. Чем ближе к храму, тем больше он раскрывается в своем великолепии.
На подходе к храму стоит часовня над местом погребения священномученика Петра (Зверева), убиенного в январе 1929 года.
Также у дороги к храму растет береза в виде креста. Сама - ли она так росла, или к этому приложил руку человек? Наверное, это не имеет значения, ведь на земле обильно политой невинной кровью даже дерево может «вопиять к небу». Храм находится на самой верхней точке Анзера.
В самом храме уже проходят богослужения.
В наших приходских храмах принято изображать на северных дверях алтаря архангела Гавриила или архидиакона Лаврентия, в монастырской же традиции часто изображают благоразумного разбойника, распятого справа от Спасителя.
С самой горы открывается великолепный вид на окрестности. Да и сам храм на горе виден практически отовсюду.
Поездка на Анзер подошла к концу, и вот мы возвращаемся с пристани «домой» в монастырскую гостиницу.
Настоящим паломникам положен дорожный посох, и каждый выбирает его по размеру.
Наше пребывание на Соловках подошло к концу. Настал день отъезда.
В день памяти святителя Филиппа мы отплываем с Соловков на катере, названном в честь этого святого.
До свиданья, Соловки!