Дорога к храму
Сначала на одной из улиц старого центра Таганрога открылся Православный духовно-просветительский Центр семьи и молодёжи. Как оказалось, его основатель и руководитель — батюшка из села Николаевка. Потом событием для города стала проходившая в публичной библиотеке имени Чехова большая выставка работ местных фотомастеров. Признаюсь, некоторым удивлением было для меня, что один из авторов замечательных поэтических пейзажей — священнослужитель, всё тот же батюшка из села Николаевка. А вслед за этим на празднике в честь Дня народного единства, который проводили сообща Таганрогское благочиние и городские власти, батюшка из села Николаевка награждал детишек, победителей конкурсов, посвященных 625-летию Куликовской битвы. Отца Алексия, настоятеля Свято-Никольского храма, часто встречала и на других, как сказали бы казённым слогом, «общественно значимых городских мероприятиях» — а на деле всё это события, которые как-то по-доброму всколыхнули людей. И мне захотелось познакомиться с неугомонным сельским батюшкой, чьи благие дела выходят далеко за пределы храма.
Отец Алексий (Лысиков) молод, ему 31 год. Выпускник Ставропольской духовной семинарии и Свято-Тихоновского Богословского Московского университета. Служит священником более десяти лет. Высок и подвижен. Серьёзен и улыбчив. Приветлив и склонен к философствованию, как, вероятно, и положено священнику. На любые вопросы отвечает быстро и искренне. Его дом — это матушка Ольга, на которой все повседневные хлопоты, и детишки — Иван и Николай, восьми и шести лет, и двухлетняя дочурка Елизавета.
Батюшка современен, с цифровой фотокамерой и компьютерной техникой знаком не понаслышке. Сегодня в его портфеле — компьютерные диски с фотографиями святых мест России и зарубежья для иллюстрации лекций в православном университете при Центре семьи и молодёжи. Детишки от 8 до 11 лет посещают здесь школу духовного развития личности. Есть хоровая и изобразительная студии, паломническая служба. По выходным дням работает видеозал. Есть библиотека с богатым фондом православной литературы. Отец Алексий считает для себя необходимым быть в курсе дел каждого дня и каждого занятия в центре. И ещё, что очень важно, сейчас идёт становление сестричества милосердия — здесь без батюшки никак не обойтись.
История центра довольно характерна для нашего времени. Как только Лысиков стал священником, один из руководителей епархии предложил ему вести в Таганроге занятия с учителями, изъявившими желание глубже изучить нравственные стороны жизни человека, позиции христианской нравственности, познакомиться с православной культурой, основами православной религии. В то время под эгидой гороно действовала просветительская программа специально для педагогов, и в этой «школе для учителей» о. Алексий вёл занятия четыре года. Изучали теорию, а на каникулах слушатели просили батюшку сопровождать их в поездках по святым местам, а нередко и изъявляли желание пожить в монастыре несколько дней, вкусить духовную жизнь. При этом происходили примечательные метаморфозы. Одни люди, причислявшие себя к верующим, понимали, как на деле они ещё далеки от сознательной веры; другие — напротив, эту веру обретали. Постепенно складывалось окружение единомышленников, разделяющих точку зрения: если Бог призвал нас к такому высокому званию, как христианин, то мы должны уметь учить детей добру, потому что человек может спастись только добрыми делами, добрыми поступками.
— Это не так просто, это своего рода крест, потому что духовность вызывает много противления, и не только со стороны светского мира. К величайшему сожалению, детские души уже инфицированы, если так можно сказать, духом нашего времени, — говорит священнослужитель. — Эти вирусы — лицемерие, себялюбие, эгоизм, ненависть, абсолютное нежелание искать истину. Сказать человеку: будь нравственным — значит не сказать ничего. Должна быть мотивация... В одном детском доме дети так и заявили: а почему мы должны быть нравственными? Учительница, опытный педагог, простого такого вопроса не ожидала и даже растерялась. Пыталась объяснить, что нравственность — это хорошо, это внутренняя свобода... А дети возразили: а зачем нам эта свобода, если Люся, которая была в нашем детском доме, пошла на панель, там нашла богатого спонсора и живёт сейчас с ним припеваючи. Она счастлива, и мы хотим иметь такое счастье... Вот и попробуй в сегодняшнем извращённом мире, где нет норм нравственности, где даже разговор о нравственности — это уже подвиг, убедительно объяснить детям, что такое хорошо, и что такое плохо. Этому нужно серьёзно учиться, набираясь знаний и опыта...
Однако занятия с учителями пришлось приостановить, поскольку священника Лысикова перевели, как в миру говорят, на другую работу. Его назначили служить в храме в селе Николаевка, и целый год новому настоятелю пришлось заниматься только восстановительными работами. Храм был в очень запущенном состоянии, прихожан не было, опереться не на кого, многие работы приходилось выполнять самому. Потом несколько человек вызвались поработать на стройке. Благодаря этим первым соратникам храм стал возрождаться. Сначала удалось восстановить небольшое здание, расположенное рядом с храмом — здесь начала действовать воскресная школа.
На главной улице села символично соседствуют здания местной администрации, воскресной школы и храм. В первый же год школу стали посещать более 60 детей. И тут батюшка столкнулся с проблемами. Во-первых, прокуратура заинтересовалась: как это так — в воскресную школу ходит столько детей? Допытывались, платное это обучение или бесплатное? Еще серьёзнее оказалась вторая проблема. Родители не возражали, что дети находятся под присмотром церкви, что в воскресной школе им дают дополнительные знания, но ... первые же попытки детей жить по христианской морали, видимо, открыли кое-кому из взрослых глаза на собственные неблаговидные поступки. «Воспитателей» в лице «мальцов» получить им, конечно же, не хотелось... Словом, многим детям запретили посещать воскресную школу.
— Хотя мы старались очень осторожно говорить на эту тему, — поясняет батюшка. — Вера — это дар Божий. Можно помочь человеку, чтобы в нём появилась та почва, на которой может вырасти вера в Бога. Но к вере ни в коем случае нельзя приводить человека насильно. Ибо это будет мёртвая вера.
Усилий о. Алексий тем не менее не оставил — решил опереться на уже сложившийся круг единомышленников. Придя к мысли о необходимости создания Центра духовного просветительства для семьи и молодёжи, обратился к тогдашнему мэру Таганрога Сергею Ивановичу Шило за помощью. Мэр поддержал идею и нашёл возможность выделить помещение — пусть хоть и старое, долго обретавшее приемлемый вид. Взаимодействие с городскими властями успешно продолжается и при новом мэре.
Вскоре в Центре закипела работа, пришли и новые люди, которые хотели заниматься духовным просвещением. Среди них — учителя высшей категории, есть кандидат медицинских наук. Вскоре было создано сестричество, которое постепенно растёт.
— Мы работаем в хосписе, онкологической больнице, радиологическом отделении, в детских домах, в Доме ребёнка, — рассказывает настоятель Свято-Никольского храма. — Наши сестры милосердия по мере своих возможностей оказывают страждущим свою помощь. А когда в первый раз мы предложили свои услуги в онкологии, врачи даже не поняли, с чего это вдруг такой порыв помочь ближнему, в чём корысть, «подвох» в чём?.. Мне была устроена встреча с врачами — поставили перед ними и строго сказали: ну, рассказывайте, чем вы здесь намерены заниматься? Вновь, как с воскресной школой, витали подозрения в какой-то материальной заинтересованности... Видно, здорово наши люди отвыкли от понятия бессребренничества, богоугодного дела, естественного для христианина. Теперь взаимопонимание наладилось, врачи помогают медицинскими методами, а церковь даёт то, что не могут дать ни наука, ни культура. Она даёт надежду, веру, а вместе с ними — облегчение, другое качество жизни.
Центр, действующий от имени Таганрогского благочиния, снискал заслуженное признание. Сюда приходят люди в поисках ответов на мучающие их вопросы, обращаются к батюшке те, кто не может приехать в Николаевку. Дети активно участвуют в конкурсах, которые проводятся Центром совместно с отделом культуры мэрии. Церковь проводит благотворительные акции, рождественские ёлки. И в первую очередь в сфере их внимания — малоимущие и неполные семьи, детские дома.
Конечно, отец Алексий не один печётся о духовном наполнении жизни земляков.
Например, отец Тимофей работает с детьми в православном патриотическом центре «Пересвет». «Это мой друг, — поясняет руководитель Православного просветительского центра. — Ему удалось воплотить в жизнь нашу идею, хватило настойчивости, сил». Отец Тимофей сумел увлечь занятиями рукопашным боем мальчишек самого трудного подросткового возраста. Они с успехом выступают на соревнованиях, знают их и по многочисленным показательным выступлениям. Но дело ведь даже не в достижениях и популярности (а, кстати, у девчонок ребята из «Пересвета» пользуются большим успехом). Главное, ребята знают: у них есть Родина, им предстоит её защищать, и каждый мужчина должен уметь защитить отчий дом, своё будущее, свою любимую, детей и тех, кто слабее. Вот и рукопашный бой может воспитывать, если за дело берутся такие люди, как отец Тимофей.
— Россия уже упустила целое поколение, — говорит о. Алексий. — Если государство не обратит самое пристальное внимание на духовные проблемы общества, если не явит достойной нравственной идеи и высокой цели дальнейшему движению страны, если останется безразличным отношение к культуре и образованию, будущее России окажется под большим вопросом. Я с просветительской миссией немало езжу по стране, бывал и за рубежом. Но нигде, признаться, не видел такого неуважительного отношения к своей культуре. За доказательствами далеко ходить не надо. Возьмите любого школьника и попросите напеть русскую народную песню — вряд ли кто с этим заданием справится. Наши дети их не знают. А школьники из других стран, впрочем, даже из бывших союзных республик с готовностью расскажут, кем были их предки. Вот о чём — о живой культуре, о чувстве преемственности времён и поколений заботиться надо...
В качестве примера рассказал батюшка о необычном посетителе — визитёре из-за океана. Грек, православный, живёт в Филадельфии. Он архитектор. Приехал в Таганрог посетить родину недавно скончавшейся любимой жены. В годы Второй мировой он был солдатом американской армии, освобождал пленников концлагерей на территории фашистской Германии. Узницей одного из них и была Ольга. Девушка тронула сердце солдата. Он увёз её с собой. Они прожили вместе долго и счастливо. Правда, в страхе перед «органами» съездить на родину Ольги так и не решились. Лишь теперь печаль незаживающей утраты привела старого американского солдата в Таганрог... Не имея больших финансовых возможностей, он тем не менее из своей пенсии теперь помогает местному детскому дому.
Эхо войны настигает подчас самым неожиданным образом. Когда вели восстановительные работы на храме в Николаевке, обнаружили скорбную находку. В местах этих в годы войны фашисты устроили застенок, а, уходя из города, зверски уничтожили всех военнопленных. Их останки и открылись во время стройки... Неподалёку от входа в церковь спустя десятки лет после трагедии погибших перезахоронили в братской могиле, а на пожертвования жителей установили памятник. С волнением читаешь надписи на венках: «Павшим воинам — от улицы Садовой», «... от улицы Ленина»...
Храм ещё в лесах, внутри не закончена роспись. Но даже то, что уже сделано, впечатляет. Батюшка вынужден быть и прорабом, и строителем, и казначеем, и менеджером, который убеждает спонсоров помочь в восстановлении храма. Люди видят подвижническое служение. Даже горожане едут сюда к «своему» батюшке, и ради этого 20 километров — не крюк. У каждого из прихожан, как говорится, свой Бог в душе, и свои причины почтительного отношения к батюшке. С некоторыми я поговорила. Одна из прихожанок рассказала, что о. Алексий буквально вытащил её «из лап экстрасенса», из-за воздействия которого женщина стала жестоко болеть. «А нас батюшка благословил на создание семейного предприятия — сами бы мы не решились. Занимаемся переработкой мясной продукции, уже встали на ноги. Очень строго следим за качеством, потому что наша продукция — для людей». Молодой мужчина с сынишкой приехал в храм издалека, чтобы поставить свечку за упокой бабушки, которая здесь жила и год назад умерла. Пришла женщина с забавными двойняшками. Много молодёжи.
В этот день воскресная служба завершилась «не по уставу». Батюшка попрощался с прихожанами, а люди не только не расходились, но, напротив, обступили священника. И с нескольких сторон появились букеты цветов. Отца Алексия поздравляли с днём рождения. Он поблагодарил всех и как-то по-свойски признался в том, что появился на свет только благодаря решительности матери. По состоянию здоровья ей категорически запретили рожать, направили в больницу, но она поступила по-своему. Слава Богу, всё обошлось. «И вот я перед вами» — сказал он с открытой улыбкой, как на духу.
Село Николаевка, Ростовская область.