Центр семьи и молодежи
В сентябре 2002 года в городе Таганроге по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона открылся Православный духовно-просветительский Центр семьи и молодежи. Руководит центром настоятель Свято-Никольского храма с. Николаевка иерей Алексий Лысиков.
Открыть такой Центр в городе хотели уже давно. Но всегда находилось какое-нибудь препятствие, мешающее этому благому делу - то нет помещения, то не хватает средств. Наконец, городская администрация выделила помещение, и уже спустя полгода, которые длился ремонт. Центр начал свою работу. За три с половиной года своего существования он приобрел не только известность в Таганроге, но и доброе имя. Он в равной мере привлекает к себе и пожилых, и молодых, и одиноких, и семейных. Каждому приходящему находится и место, и дело. Деятельность Центра можно определить как многоплановую, разностороннюю: он координирует усилия всех желающих послужить в меру сил Богу и людям.
По данным последних социологических исследований, 80 процентов россиян считают себя православными. Однако надо сознавать, что людей, чья жизнь и поступки определяются христианскими ценностями, намного меньше. Большинство же вспоминают о Церкви главным образом тогда, когда в их жизни происходят рождение ребенка, свадьба, похороны близкого человека... Многие века наш народ жил верой в Бога. Люди впитывали веру с молоком матери и руководствовались ею во всем. Именно благодаря своей глубокой вере наши предки создали великую Россию. Сейчас мир веры для многих стал непознанным, непонятным. Чтобы приблизить его к нам, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, как никогда сейчас необходимо духовное просвещение народа.
Поэтому Православный народный университет, в котором основной курс лекций по Священной истории Нового Завета читает о. Алексий, стал ядром всей жизни Центра. Отец Алексий понимает, как важно толковать слушателям Евангелие на языке им понятном и доступном, уметь связывать непреходящие истины слова Божия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое отношение к жизни.
Но твердое знание основ Православия еще не дает нам полного права называться христианами. Вера без дел мертва - учит Святое Евангелие. Прежде всего деятельное милосердие, неравнодушие к страждущим людям могут доказать подлинность нашей веры. Именно такими самоотверженными людьми и было организовано при Центре общество сестер милосердия. Сами сестры выбрали себе небесную покровительницу, чей подвиг веры стал живым примером всем христианам - преподобномученицу великую княгиню Елизавету Федоровну.
Необходимым условием для желающих стать членами сестричества является потребность и готовность послужить ближним. Сестра милосердия призвана сочетать в себе качества двух святых жен, о которых говорится в Евангелии, и чьи имена - Марфа и Мария - стали символами двух служений Господу: деятельного и созерцательного. Евангельское учение о любви к Богу через любовь к ближнему является сущностью и главным принципом деятельности сестер милосердия.
Сестры трудятся там, где больше всего в них нуждаются: хоспис, онкологическая больница, родильный дом и дом ребенка. Сестры милосердия в меру своих сил оказывают больным медицинскую помощь и осуществляют санитарный уход. Если в сердце есть любовь, то такие нелегкие процедуры, как смена и стирка нательного белья, стрижка, купание, кормление болящих, смена памперсов (порой при отсутствии воды) не только переносятся легче, но и приносят удовлетворение.
В старину говорили, что недужного нужно не лечить, а выхаживать. Не только лекарства и полноценный санитарный уход нужны болящему человеку, но и доброе слово, сочувствие, утешение. Не у каждого из больных есть родственники. Кроме того, надо учитывать, что родные сами часто находятся в подавленном, скорбном состоянии и нуждаются в душевной поддержке. В сестрах милосердия и те и другие находят бескорыстную любовь, участие, готовность поделиться душевной теплотой. Ласковое, сердечное слово, букетик цветов, небольшое угощение, любимая книга - принимаются с благодарностью.
В больницах созданы небольшие библиотечки духовной литературы. Раз в неделю в онкологической больнице читается акафист святым угодникам - помощникам в болезнях, ежемесячно служатся молебны о здравии. По просьбе больных сестра милосердия может помочь им подготовиться к таинствам исповеди и причастия, она же пригласит для этого в больницу священника. Желающим больше узнать о православной Церкви и вере сестры предлагают не только беседы или книги. Организованы просмотры видеофильмов духовно-нравственного содержания. Общая молитва, духовные беседы помогают сестрам и их подопечным по-другому взглянуть на себя, свою жизнь и свою смерть.
В сестричестве по мере сил ведется патронажная служба. Помогая немощным пожилым одиноким людям в приготовлении пищи, уборке помещения, приобретении лекарств, сестры стараются скрасить их одиночество, согревая заботой и теплом своих сердец.
В качестве материальной помощи для больных хосписа сестры и жертвователи шьют ночные сорочки, вывязывают носки; для больных детей-сирот шьют пеленки, ползунки, распашонки, чепчики.
Старшая сестра - Труфанова Т.И., координирующая работу сестричества, - приглашает к сотрудничеству профессиональных медицинских работников, преподавателей медицинского колледжа. Их усилиями организован постоянно действующий курс «Основы сестринского дела». По окончании первого года две из сестер - Ольга и Анна - успешно сдали экзамены и были зачислены в медицинский колледж. Сестры не забывают и о самообразовании. К их услугам отдел библиотеки «Православная медицина», журнал «Нескучный сад», посвященный опыту дел милосердия в России.
Помимо специальной профессиональной подготовки, способности к тяжелому физическому труду, от сестер требуются особые качества: милосердие, терпение, смирение, готовность к духовному подвигу. Сестра должна соединять свою деятельность с памятью о том, что ее труд имеет особый духовный смысл, что такое служение и саму сестру должно приблизить к Христу. Внутренней жизнью сестер руководит духовник сестричества - руководитель Центра о. Алексий Лысиков. Он проводит с сестрами катехизические занятия, беседы о диаконическом служении, разъясняет сложные духовные проблемы современного общества. Сестры имеют возможность получить от него духовный совет, рекомендацию, как вести себя в той или иной ситуации. Раз в месяц в Центре о. Алексий служит молебны о подопечных сестричества.
Всем заметна потребность общества в душевной, духовной, религиозной жизни. И кто-то должен не только сказать о том, что существуют Бог и Его любовь к нам, что душа человеческая драгоценна в очах Его, но и показать это на деле своим образом жизни. Ведь какое главное отличие сестры милосердия от штатной медицинской сестры? Она ухаживает за страждущим не из профессионального, а из человеческого долга, из-за потребности проявить сострадание. Двадцать пять сестер и братьев, занятые своей основной работой, имеющие семьи, при таком же дефиците времени, который испытывает каждый современный человек, не имеют дефицита души и убеждены: чем больше себя отдаешь другим, тем более духовно обогащаешься сам.
В милосердии нуждаются все. С просьбами о той или иной помощи в Центр обращаются чаще, чем с предложением таковую оказать. Даже для близких людей часто не находится ни достаточного времени, ни должного внимания. А ведь любовь, милосердие есть в каждом человеке. Надо только с детства помогать ему правильно развить и проявить эти качества.
Именно для этого при Центре семьи и молодежи была открыта школа духовного развития имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Здесь мальчики и девочки (8-11 лет) изучают Закон Божий, православную этику, историю Церкви и Отечества, церковно-славянский язык. Но цель школы не только и не столько в том, чтобы предложить ребенку необходимые сведения по религиозным дисциплинам, а, прежде всего, в создании такой воспитательной среды, которая сможет оказать благотворное влияние на духовное развитие личности. Дело в том, что современный ребенок, даже из верующей семьи, чаще всего индивидуалист, сосредоточенный на своих прихотях. Здесь же он учится жить не только для себя, но и для других, подчинить свое «хочу» нуждам окружающих. Любой труд здесь - осмысленный, это труд ради ближних, желательно - для утешения скорбящих. В праздничные дни Рождества Христова, Пасхи дети стремятся утешить и подбодрить тех, кому особенно больно и трудно. На уроках пения и творческого труда они готовили праздничные концерты. Разучивание песен и стихов, репетиции спектаклей кукольного театра проходили с памятью о тех, ради кого это делалось. Герои пьесы кукольного спектакля - ангелы - напоминают: «Чем сокровища собирать, лучше больным да бедным раздать» и «Доброе сердце знает, как поступить, чтобы Богу угодить». И дети, играя спектакль, не просто произносят, но проживают эти слова, делая их своим жизненным принципом. С концертами дети выступили перед пациентами Городской онкологической больницы и отделения хосписа. Дети получили там бесценные уроки заботливого отношения к ближнему, которые всегда были частью духовной традиции нашего народа.
Вместе с воспитанниками школы имени Свв. Кирилла и Мефодия в благотворительных праздничных концертах принимали участие учащиеся хоровой и изобразительной студий Центра семьи и молодежи. Занятия в них проводят преподаватели высшей категории - В.А. Жерновая и Н.И.Мартынова. Любой ребенок от рождения наделен Богом даром творчества, и очень важно раскрыть этот талант. Занятия пением и рисованием в Центре имеют свою специфику. И методика, и тематика занятий направлены на то, чтобы приблизить ребенка к восприятию красоты творения Божия. Всякие творческие занятия приближают человека к Творцу - не случайно слова «Творец» и «творчество» имеют один корень. Если ребенок знает живопись, музыку, поэзию - это служит фундаментом, противостоящим разрушительному действию современного мира, которое направлено на внедрение в культуру народа и создание анти образов. Антиобразы за добро выдают зло, за красоту - уродство. Такие подмены идут постоянно. Детские книги, учебники, мультфильмы и кино, компьютерные игры предлагают искажение образов. Детям преподносят как аксиому абстрактное искусство, раздробленное видение мира. Но мы можем всем опытом нашей духовной культуры этому противостоять. Поэтому программы студий придерживаются художественных примеров искусства, положительного по своей направленности. «Все во славу Божию» - говорили на Руси о всякой красоте, и всякое «благолепие» понималось древнерусским сознанием не иначе, как дыхание Творца, воплощенное в зримой форме. Так пусть и наши дети своим творчеством несут в мир любовь и доброту, еще в детстве сердцем прикоснувшись к прекрасному миру православного искусства.
С апреля 2004 года в Центре семьи и молодежи начал свою деятельность православный паломнический центр, руководителем которого является М.В. Дурнева. За три года было организовано множество поездок: в Задонск и Оптину, в Сергиев Посад и Дивеево, в Псков, Печоры, Изборск, Вырицу, Волоколамск, Тихвин, Шамардино, Серпухов, Харьков, Киев, Санкт-Петербург, Санаксары, Святогорск, в По-чаевскую Лавру и на остров Валаам. Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России. Но главная цель паломничества - реальное прикосновение к святыням православного мира, стремление увидеть и вдохновиться примерами добродетельной жизни во Христе, укрепиться в вере и разрешить важные для себя вопросы духовной жизни.
Большую роль в просветительской деятельности Центра семьи и молодежи играет его библиотека. Презентация библиотеки состоялась весной 2004 года. В ней принимали участие архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, благочинный Таганрогского округа протоиерей Александр Клюнков и мэр города Таганрога Н.Д. Федянин. В настоящее время библиотека насчитывает более четырех тысяч экземпляров книг. Тематика представленной литературы обширна: Священное Писание и его толкования, Жития святых, богослужебные книги, повествования о монастырях, история Церкви и государства, богословские, философские, искусствоведческие труды, энциклопедии и словари, духовно-назидательная литература, сектоведение, публицистика, художественная литература для детей и взрослых. Особое внимание при комплектовании библиотечного фонда уделяется литературе, излагающей взгляды Православной Церкви на проблемы семьи, образования и воспитания. Книжный фонд дополняют видео- и аудиокассеты, СD и DVD-диски. Начата работа по созданию систематического и алфавитного каталогов. Около семисот человек являются постоянными читателями библиотеки. Среди них не только люди обретшие веру, но и только начинающие интересоваться православием, делающие первые шаги на пути к храму, порой имеющие печальный опыт пребывания в сектах.
Успешно функционирует в Центре и видеозал, насчитывающий в своем фонде более 700 кассет и DVD -дисков духовно-нравственного содержания. Опыт его работы показал, что организация видеозала помогает в решении таких серьезных задач, как знакомство людей с биографией великих подвижников благочестия, историей Христианства, разоблачение лжеучений различных тоталитарных сект.
В Центре проходят курсы изучения церковнославянского языка. Ведет их кандидат филологических наук Шевырина Е.С. Задумывались и открывались они с той целью, чтобы дать возможность православным христианам, имеющим постоянное общение с этим удивительным языком на богослужениях в храмах, при чтении Псалтыря, молитв, приблизиться в понимании содержания священных текстов к истинным их смыслам. Ведь исконный для Православной Церкви язык, понятный каждому посещающему богослужения русскому человеку на протяжении веков, на долгие годы ушел из жизни наших соотечественников, лишь отчасти напоминая о себе в произведениях лучших представителей русской классической литературы. Таким образом, единственным родным для нас языком стал русский язык, который является лишь небольшой ветвью на могучем стволе церковнославянского языка.
Выдающийся русский педагог А.С. Рачинский говорил: «Веками душа народная настроилась, приспособилась к живому восприятию христианского учения - именно в форме славянской речи, к простому и величавому течению ее, к ее мелодии... Исторически выработалось так, что сила мысли и чувства стоит в связи с силой славянской речи».
Поэтому так важно научиться понимать тексты Священного Писания, молитв, псалмов, тем самым обретая для себя часть утраченной русской культуры.
За все время существования Центра семьи и молодежи его деятельность неоднократно привлекала внимание средств массовой информации. Это свидетельствует о желании жителей города приобщиться к православной культуре, традициям. Об этом же говорит и статистика - ежемесячно Центр посещают около двух тысяч человек,
В один из своих приездов в город Таганрог архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, общаясь с журналистами, сказал, что Церковь обязательно должна принимать участие в образовании и воспитании подрастающего поколения. Работа с детьми, работа с молодежью - это основное направление, в котором сейчас трудится Русская Православная Церковь. И Центр семьи и молодежи, созданный в городе Таганроге, призван объединить всех людей для решения этих важных и сложных задач.
Отец Алексий проводит занятия с учащимися школы Св.Кирилла и Мефодия.