Презентация книги архимандрита Никона "Очерки по истории Церкви древней Руси"
25 января 2010г. в Православном Центре семьи и молодежи состоялась презентация первой части книги клирика Таганрогского благочиния архимандрита Никона (Лысенко) «Очерки по истории Церкви Древней Руси»
Многочисленным прихожанам таганрогских храмов и корреспондентам таганрогских СМИ книгу и её автора представил руководитель Православного центра семьи и молодежи Таганрогского благочиния протоиерей Алексий Лысиков.
"Эта книга объёмом в 345 страниц, снабженная цветными иллюстрациями и картами, вышла в свет по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, Архиепископа Ростовского и Новочеркасского, и выпущена издательством Ростовской-на-Дону епархии в конце 2009г., - сказал о. Алексий, - Основным материалом для этой книги послужили лекционные курсы, по истории Русской Православной Церкви, прочитанные автором в Московской Духовной Семинарии (1988-1990) и Академии (1989-1990), Минской Духовной Семинарии, Гродненском, Белорусском и Ростовском-на-Дону Госуниверситетах (1990-1994), Ставропольской и Саратовской Духовных Семинариях (1995-1999), Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии и Санкт-Петербургском Госуниверситете (2000-2003)". Далее он коснулся биографии автора - нашего земляка - коренного таганрожца, выпускника Исторического факультета Ростовского Государственного Университета, кандидата богословия Московской Духовной Академии, с которым его связывают многие годы совместоного служения и просветительской работы в Таганрогском благочинии.
Затем своими мыслями о предмете церковной истории и методах ее изучения поделился Архимандрит Никон. Он, в частности, отметил:
"Опыт преподавания в духовных учебных заведениях привел меня к убеждению в том, база знаний по истории России, на фоне которых должен усваиваться материал по истории Русской Церкви у современного студента или крайне скудна, или вообще отсутствует. Что касается современного студентов (и большей части преподавателей) посещавших мои спецкурсы на исторических факультетах светских высших учебных заведений, то при наличии знаний по "специальности" у них нет ясного понятия об устройстве Церкви и внутренней жизни церковного организма. Что означают такие понятия, как "догмат", "канон", "обряд", "иерархия", неизвестно практически никому. Естественно, это дезориентирует восприятие материала.
По каким учебным пособиям изучают студенты духовных учебных заведений предмет "история Русской Церкви"? По сей день в ходу репринт учебного руководства П.В.Знаменского, одобренного Учебным комитетом Святейшего Синода в 1870г., и остаются в силе учебные программы, составленные применительно именно к этому пособию в конце 1940-х годов, когда речь шла не о совершенствовании, а о возрождении российской духовной школы из руин и пепла по чудом сохранившимся фрагментам.
Это "Учебное руководство по истории Русской Церкви", как его четко охарактеризовал в своём опыте построения русской церковной историографии А.В.Карташев, "отводит менее, чем это делалось до него, места рассказу о внешних событиях, а с большей подробностью и с большим вниманием изображает внутреннюю жизнь Церкви, религиозно-нравственное настроение русского общества" т.к. оно рассчитано на знание читателем русской гражданской истории не в том объёме, в каком её изучали в Совдепии и изучают в современной России.
Новый опыт построения систематического учебного курса истории Русской Церкви был предпринят 1990-е годы, однако, вне стен Духовных Академий, автором, сформировавшимся как ученный в Русском Зарубежье, профессором Д.В. Поспеловским. Само название, - "Православная Церковь в истории Руси, России, СССР" - предполагает не традиционное изложение церковной истории "изнутри", как продолжения Священного Предания но, конечно, и не позитивистская констатация её "извне". В аннотации к изданию Библейско-богословского Института св. Апостола Андрея 1996г. сказано: "В книге рассматривается роль Православной Церкви в истории России и её взаимоотношения с государством на разных этапах развития".
«Название, которое дано мною настоящему сочинению, первая часть которого мною сейчас представлена, - подчеркнул о. Никон, - "Православная Церковь в истории России", совершенно не предполагает согласия автора с подобной интерпретацией. Я принципиально не согласен вообще с применением к жизни Церкви Христовой терминов "роль" и "политика", по аналогии с "ролью" и "политикой" Коммунистической Партии. Церковь не - партия, т.е. не часть общества а, согласно определениям её символических книг - от Бога установленное общество верующих, объединенное не только священноначалием (т.е. иерархической организацией), но и таинствами, благодатью Божией, пребывающей в Её членах, управляемое Единым Главой, Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца действованием Духа Святого. Церковь не "играет роль" в истории. Она в истории пребывает. Область соприкосновения Церкви и мiра есть лишь предмет внешней истории Церкви.
Содержанием настоящей работы будет, именно церковная история, как ее понимали классики, начиная с "отца церковной истории" Евсевия Памфила. Однако, в отличие от классических сочинений по истории Русской Церкви, события внутренней истории Церкви будут излагаться в сравнительно обширном контексте политической истории России на протяжении десяти веков, со времени основания патриархом Константинопольским Фотием "Митрополии Росии", еще до начала создания русского государства ( IX в.). Материал разделён на четыре книги (причём первая и вторая состоят каждая из двух частей):
Книга I Часть 1. Очерки истории Церкви в Древней Руси (X - начало XIII вв.). Часть 2. Православная Церковь в Великом княжестве Владимирском и Западно-Русских землях (XIII- середина XVвв.).
Книга II Часть 1. Православная Церковь в Московском Государстве (середина XV-XVII вв.). Часть 2. Православная Церковь в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой (середина XV - XVII вв.).
Книга III Православная Церковь в Российской империи ( XVIII-начало XXвв.).
Книга IV Православная Церковь в СССР и Русском Зарубежье (1917-1988гг.)".
После выступления автора представителями СМИ и собравшимся на Презентацию церковным народом были заданы многочисленные вопросы ответы на которые послужили уточнению понимания авторского замысла.
В заключение презентации Архимандрит Никон сердечно поблагодарил ее организаторов и всех присутствующих за внимание к его "скромным трудам".