С тобой до последней черты
Медсестра и сестра милосердия... Понятия и близкие, и всё же такие разные... Почему? К ответу приблизит знакомство с героями публикации — активистами православного духовно-просветительского Центра семьи и молодёжи, созданного в Таганроге.
В наше прагматичное время, когда власть денег стремится уничтожить или отодвинуть куда-то на задворки нравственные начала и ценности, есть «островки» общества, неподвластные этому пагубному давлению. Для их обитателей остаются главными доброта, милосердие, сочувствие, бескорыстие. Эти люди не мелькают, как политики и звёзды, на страницах газет и экранах телевидения. Они тихо и просто делают своё маленькое доброе дело — как могут и как умеют, не рассчитывая ни на какое вознаграждение.
Один из таких «островков» доброты — сестричество, созданное при православном духовно-просветительском Центре семьи и молодёжи в г. Таганроге Ростовской области. Возник этот центр пять лет назад, когда православная церковь, городская власть и представители творческой интеллигенции сообща решили, что следует разнообразить формы и методы работы с молодёжью, активнее приобщать её к духовному наследию, традициям и культуре Отечества, воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине и семье. В итоге в старом, ничем не примечательном здании по ул. Чехова появилось нечто новое, и, как оказалось, новое не только для Таганрога. Теперь приезжают познакомиться с работой Центра из других регионов России.
Таганрогский Центр семьи и молодёжи — если не уникальная, то очень своеобразная служба при православной церкви, которая как бы «вышла в город» из границ храма. Создан Центр как автономная некоммерческая организация, а его директором избран настоятель Свято-Никольского храма села Николаевка Таганрогского благочиния священник Алексей Лысиков. Вместе со своим активом он и определяет направления деятельности Центра. Одно из них — сестричество.
Для России сестричество — не в новинку, но они обычно создаются при храмах. У них совсем иная база, на которой строится сестринское дело. Там одна паства, один батюшка, свои благотворители. У сестричества при Центре нет тех возможностей, которые есть у традиционных сестричеств. Сюда приходят сестры из разных храмов, у каждой — свой духовник, а у каждого из них — своё видение этого служения. Отцу Алексею, который пытается их объединить и повести, приходится во много раз сложнее, нежели при одном храме и при одном батюшке. У него свой подход, своя проповедь. Центр как бы объединяет прихожан города Таганрога в одну семью. Это другая форма духовной православной работы.
Сестричество взяло на себя заботу о людях, находящихся в хосписе и городской онкологической больнице. У сестёр нет каких-то строго установленных графиков посещения больных, нет погони за численностью. Община объединяет более 20 сестёр, так сказать, от мала до велика — от 19 и до 70 лет.
Приходят в сестричество те, кто ощутил в себе желание помогать ближним. И в течение испытательного срока сами проверяют себя: укрепилось ли в них это желание, по силам ли им принять активное участие в деятельности общины? И только будучи уверенными в себе, принимают решение о вступлении. С сестрами проводятся занятия. Профессиональные врачи из городских больниц и преподаватели Таганрогского медицинского колледжа чутко отзываются на приглашения Центра, безвозмездно читают лекции и проводят занятия. Они дают азы медицинских знаний, необходимых тем, кто приходит в больничную палату помогать людям, кто хочет лучше понимать больного и представлять всю тяжесть его страданий.
Духовный наставник и вдохновитель деятельности сестричества, как и всего Центра, — протоиерей Алексей Лысиков. В нём очень органично, не на словах, а на деле, сплетены воедино служение Богу и служение людям. Отец Алексей удивительно тонко понимает людей и умеет подобрать каждому такой вид деятельности, который подойдёт для человека и будет посильным, а в дальнейшем помогает ему на избранном пути.
Вскоре после того, как в эту духовную семью пришла Татьяна Ивановна ТРУФАНОВА, отец Алексей спросил её: «Не хотели бы вы возглавить сестричество?»
— Даже не знаю, что он узрел во мне, это было его видение, — рассказывает Татьяна Ивановна. — И я с лёгкостью согласилась, не подозревая, насколько это будет тяжело. Трудные участки в психологическом плане — хоспис и онкология. Больной, как ни печально, обречён, дело только в сроках. Сначала мы переживали и плакали, ведь каждый уход человека из жизни — это трагедия. Я шла из хосписа в слезах, приходила домой — и там не прекращались слёзы, слёзы, слёзы. Муж даже сказал, что запретит мне туда ходить. С помощью отца Алексея пришло не привыкание, нет, а понимание. Повлияли также проповеди Владыки Антония Сурожского, его удивительная книга «Жизнь. Болезнь. Смерть». Теперь я рекомендую своим девочкам прочитать её. Нас подвели к тому, что мы участники таинства — перехода от земной жизни к небесной. Это очень важный момент — помочь человеку эту грань перейти. Люди разные, и подход к ним тоже разный. Одного держишь за ручку, словно давая ему понять до самого последнего мгновения, секунды, капельки жизни: ты не один, не бойся. Ведь всем страшно, потому что там — что-то неведомое, которое страшит, волнует. Тем более, если душа неподготовленная, а таких случаев достаточно. Бывает, привозят женщин в таком тяжёлом состоянии, что они даже не приходят в себя, находятся под воздействием обезболивающих лекарств, наркотиков. И всё равно чувствуется, насколько трепещет душа, переживает, мечется. Но даже тогда контакт с человеком очень важен. А если идет и молитва, то потихонечку человек успокаивается, что даёт возможность ему не так болезненно перейти в мир иной.
Девочки, как их называет Татьяна Ивановна, пришли в общину разными путями. Одна из них прочитала книгу о жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и была поражена. Сколько же довелось ей перенести, а она находила в себе силы жить, быть полезной и прощать даже тех, кто нанёс ей величайшее горе. От взрыва бомбы революционера-террориста в 1905 году погиб супруг — Великий князь Сергей Александрович, брат Императора Российского Александра III. Жизнь, казалось, рухнула. А Елизавета Фёдоровна создала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, собрала 17 сестёр, облачилась в монашеское одеяние, объяснив так своё решение: «Я оставляю тот блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». Елизавета Фёдоровна организовала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для их посещения. Она никому не сделала ничего плохого, но революция не пощадила даже её. Вместе с другими членами императорского дома Елизавету Фёдоровну сбросили в шахту старого рудника и забросали гранатами. Откуда же взялась у неё такая сила духа, чтобы даже на пути к собственной гибели пытаться облегчить страдания тем мученикам, которые оказались рядом с ней? Недаром в 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников России преподобномучениц великую княгиню Елизавету и преданную ей инокиню Варвару.
Прочитала об этой самоотверженной жизни будущая сестра милосердия и задумалась: «А способна ли я на добрые дела?». Вскоре, случайно проходя мимо Центра семьи и молодёжи, она заметила объявление о том, что здесь организовано сестричество. Оставалось только открыть дверь, войти, познакомиться ... и остаться, чтобы стать своей и приходить сюда уже не случайно.
Но не все быстро приходят к решению войти в общину. Рассказывает Анастасия ФОМИНА:
— Я как-то зашла в Центр пораньше, ещё оставалось время до лекции отца Алексея. Он показал мне альбом с историей сестричества, фотографии наших сестёр милосердия в хосписе и онкологической больнице. Сначала у меня было какое-то отторжение. Мне казалось, что у нас и своих проблем очень много, а тут ещё чужие. Наверное, я не почувствовала для себя потребности в этом. Затем примерно полгода мысль о сестричестве во мне периодически просыпалась, я как бы примеряла на себя эту службу. И вдруг почувствовала, что во мне утвердилось желание: я хочу быть с сестрами. Было время перед с Пасхой, Страстная Седмица, я подошла к батюшке за благословением и сказала ему о своём решении. В тот же вечер попросила Татьяну Ивановну: «Возьмите меня с собой». Решилась, но волнение не покидало: смогу ли я понять свою роль в больнице, найти, чем и для кого буду полезна?
Спрашиваю у Насти, страшно ли ей было в первый раз увидеть хоспис, тяжело больных?
— Страшно, но не поэтому, - откровенно ответила Настя.
— Я знала, куда иду, и представляла, что там увижу, с нами же проводятся занятия. Я боялась что-нибудь не то и не так сделать. Помню, когда пришла в первый раз, стригла ногти бабушке медленно-медленно, осторожно-осторожно, боялась причинить боль, дополнительные страдания. Потом просто делала всё, о чём люди просили, но все два часа была в таком зажатом состоянии... А когда вышла оттуда, вдруг возникло странное ощущение - будто мне кто-то помог. Нелогично: это я была в больнице, ухаживала за кем-то, старалась что-то полезное сделать, а чувствую, что помогли мне. Такое яркое, благодатное ощущение. Отец Алексей говорил нам, что Господь за добрые дела посылает благодать, и я это ощутила. Вроде бы было холодно, а тут вдруг стало теплее. Я шла, удивлялась, и поняла, что буду туда приходить. Сначала мы ходили вместе с Татьяной Ивановной.
К делам сестричества примыкают и мужчины. Например, Вячеслав СЕМЕНЯК на своей работе занимается интересным и полезным делом — проводит занятия с детьми в плавательном бассейне, и в хосписе у него благородная миссия: когда больные изъявляют желание причаститься или исповедаться, он приглашает священников и помогает в проведении этих таинств.
— Глядя на уходящих в мир иной, — поясняет Вячеслав свои ощущения, — становишься ближе к реальности, выше ценишь жизнь. В песне Давида как говорится: «Возлюби дом скорби, потому что в нём мудрость приобретаем». Так и есть. Я прихожу в хоспис, вижу страдания, а душа моя оживает, как ни странно, воскресает к радости жизни. Обратное действие происходит. Жизнь — такой маленький кусочек, вот и думаешь, а что я в этой жизни как христианин, сделал, как заповеди исполняю?
В общине есть сестра, у которой физиологическое отторжение запахов, негативных зрительных восприятий. Казалось бы, могла она заняться другими делами, их много и без посещения хосписа. Например, для брошенных деток в городской больнице сестры шьют ползунки, чепчики, пелёнки, фартучки. Вяжут больным носки, шьют рубашки. Потребность в них велика, ведь бельё уходит с каждым больным. Но сестра всё-таки идёт в хоспис. Она считает, что там принесёт больше пользы людям.
Сестры помогают священникам при совершении треб, молебнов, готовят православных к причастию. У них можно заказать обедню. Словно маленькая такая церковь приходит в больницу и приносит всё, чем она может этим людям помочь. Освящённую воду, просфору, молитву, небольшой концерт перед праздником, но, самое главное, мгновения утешения и радости. «Вы подарили мне, наверное, последнюю улыбку в моей жизни» — призналась одна больная.
Сестёр ждут, иногда даже больше, чем родных. Тяжело больному человеку проявлять свои страдания перед родственниками, не хочется их расстраивать, ощущать себя помехой в их и без того нелёгкой жизни. Вот и приходится бодриться, крепиться и молчать. А сестре милосердия можно поплакаться, признаться даже в чём-то сокровенном. Она выслушает, поймёт, не осудит, не обидится, никому ничего не передаст.
Одна женщина рассказывала, что её раздражают традиционные для больницы фразы: вы зря отказываетесь кушать, это вредно для здоровья..., не надо расстраиваться, это вредно для здоровья..., не надо столько плакать, это вредно для здоровья...
— Зачем об этом говорить? Какое у меня здоровье? — сокрушалась она. — Это уместно для других отделений, где людей могут вылечить, а для хосписа? Сестра милосердия поступает иначе, она попробует покормить, уговаривая больного, как ребёнка.
У санитарок, медсестёр и врачей не хватает времени на долгий индивидуальный уход. Нормы обслуживания на одного медицинского работника чрезвычайно завышены. Им бы успеть выполнить все медицинские назначения и процедуры, не пропустить обострений и критических моментов. А у сестёр милосердия вынужденной спешки нет, и больным так нужно их внимание.
Большие раны и пролежни обрабатывают, конечно, профессиональные медсестры, в их обязанность входят и сложные перевязки. Сестры милосердия осуществляют уход за телом, могут сделать лёгкие перевязки, щадящий массаж. Они не гнушаются никакой работы, лишь бы помочь больному. Готовы вынести судно и сменить памперс, помыть ноги и постричь ногти, убрать в тумбочке и почитать молитву. Любят некоторые больные слушать о житии святых — возьмут с собой книгу. К зиме нужно утеплить окна — пожалуйста. Отнести, принести, подать — идут по первому зову. А как любят и сестры, и больные, и медицинский персонал самую старшую — Лидию Митрофановну! Она для всех — и сестра, и мама, и бабушка, в ней заложено столько доброты, что на всех хватает. Наверное, внутренняя доброта придаёт людям особую красоту, независимо от возраста и внешности, которой наделила природа. У добрых людей какие-то притягивающие просветлённые глаза, в них смотришь и сразу видишь, что такие люди не способны на зло.
Заведующая хосписом Л.В. Чирина хорошо отзывается о своих добровольных помощницах: «Очень славные девочки, спокойные, внимательные, уважительные. Наденут свои переднички с крестом, зайдут в палату — и как-то всем спокойнее становится. А Татьяна Ивановна, старшая в сестричестве, вообще удивительная женщина. И со своими девочками, и с больными настолько приветливая, ласковая, с ней общаться — одно удовольствие. Мы бы не возражали, чтобы они и почаще приходили, но ведь почти все работают, учатся, приходят в свободное время. В общем, молодцы».
В их службе день на день не похож. Возникают неожиданные для самих сестёр ситуации, вроде нужно быть к ним готовыми, а не всегда получается. Допустим, неделю сестра не могла приходить, заходит в палату, а там — все люди новые. К кому подойти? Невольно возникает какой-то свой выбор. Взглянул человек приветливее, улыбнулся, к нему и подошла. В следующий раз она идёт не только в хоспис ко всем, и конкретно к этому человеку. Знает, что появится в палате, и он ей скажет: «Слава Богу, ты пришла», и начнёт расспрашивать о работе, личной жизни. Потом сестра несколько дней не смогла прийти, спешит в хоспис, заходит, а его — уже нет. Такое потрясение!.. Словно обманула, не была рядом, когда он... уходил.
Бывает, контакта не получается. Привезли однажды женщину, которую обвинили в убийстве мужа, а она его не совершала. Пока наше правосудие разбиралось, столько нанервничалась, так настрадалась... Не исключено, что это повлияло на возникновение и катастрофически быстрое развитие рака. Она никого видеть не хотела, лежала лицом к стене. Но, видимо, всё же слышала разговоры с другими больными. И попросила пригласить священника, решила причаститься.
Некоторые больные расспрашивают: из какой вы церкви? православной? Опасаются сектантов, боятся какого-то вреда от них для души. Тогда сестры объясняют, из какой они церкви, кто у них духовник, как их готовят к этой службе, где находится Центр семьи и молодёжи, чем занимается, когда был создан. С гордостью рассказывают, что сестричеству подарили частицы мощей Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары, а местный иконописец написал для них икону. Это уже признание, знак уважения к добрым делам.
Хотя и небольшой юбилей у «Центра семьи и молодёжи» — всего пять лет, но эти годы показали, что у горожан уже возникла большая потребность в нём. Причём, как у верующих, так и у атеистов. Нередко на беседы и встречи приходит столько людей, что одна, даже довольно большая, комната библиотеки не вмещает всех желающих. Привлекает читателей и богатый фонд духовной литературы. В Центре проводятся занятия и мероприятия, которые интересуют не только молодёжь: народный православный университет, школа духовного развития, курсы изучения церковнославянского языка и церковного устава, студия изобразительного искусства, хоровые студии для детей и взрослых, кукольный театр, воскресный видеозал, паломническая служба.
Сила притяжения к Центру, безусловно, зависит и от всех тех, кто здесь трудится. Они сумели создать такую атмосферу добра и уюта, что хочется сюда приходить, встречаться, общаться, учиться жить и любить. Любить ближнего своего, как и положено христианину. Словом, Центр семьи и молодёжи — это не только духовная семья, не только обитель добрых дел, но еще и школа внимания друг к другу и, самое главное, это школа духовной жизни.