• Что вы могли не знать о празднике Сретения Господня?

    14.02.2024

     Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия.

    Праздник Сретения появился в IV–V веках и существовал только в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве местночтимого торжества в буквальном смысле, завершающего 40-дневный цикл Богоявления, посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий. Первоначально праздник назывался по формальному хронологическому принципу — «сороковым днем от Епифании» («Епифания» переводится, как «Богоявление»). В IV в. в Иерусалимской Церкви Богоявление было единым праздником, который отмечался 6 января (по старому стилю), а сороковой день - 14 февраля. Римского праздника Рождества (с датой 25 декабря) в Палестине еще не было.

     

    Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения.

    В кон. V в. празднование «сорокового дня от Епифании» появляется в Риме, но называться у них он будет «Очищением Марии», и отсчитывают римляне сороковой день уже от самостоятельного праздника Рождества Христова – 25 декабря, а совершают торжественное богослужение 2 февраля (15 по новому стилю). Официальное включение праздника Сретения Господня в Византийский календарь произошло во время царствования императора Юстина I (518–527), и было закреплено по Иерусалимской традиции 14 февраля. Преемник Юстина — Юстиниан I (527–565) - в 553 г. инициировал VВселенский Собор, посвященный борьбе с монофизитским расколом, после которого Юстиниан I перенес (в том числе, и в Иерусалимском диоцезе) празднование Сретения Господня на 2 февраля, т.е. на сороковой день от Рождества Христова, а не от Богоявления , как у раскольников, в частности в Армянской Церкви.

    Нельзя обойти стороной вопрос историчности рассказа об установлении праздника Сретения Господня в Константинополе в связи с моровой язвой. Против подлинности этой легенды свидетельствует два факта: во-первых, праздник Сретения отмечали еще при предшественнике Юстиниана I; во-вторых, этой истории, как и сведений о моровой язве, в этот период в Константинополе нет у греческих хронистов. Веками этот рассказ был известен только в Западной Церкви.   

    Очищение Девы Марии. Гвидо Рени, 1635 г. Лувр, Париж.В Римско-католической Церкви праздник Сретения Господня долгое время рассматривали как праздник Богородичный, и назывался он Purificatio Mariae («Очищение Марии»), что связано с его первоначальной апологитической ролью — необходимостью вытеснить языческую традицию очистительных жертв, совершавшихся женщинами как раз в феврале. Лишь в XX в. он получил название Praesentatio Domini («Представление Господа»), что придает ему характер Господнего праздника, если пользоваться нашей терминологией.

    Крест от громничной свечи. Карпаты, конец XIX в.Напротив, на Православном Востоке Сретение изначально являлось Господним праздником и по оригинальному греческому названию, буквальный перевод которого – «Встреча Господа», и по тематике богослужебных текстов. Однако, на протяжении веков в восточную традицию в чествование Сретения Господня вплетались атрибуты Богородичных праздников, например, голубое облачение священнослужителей. Вероятно, этой трансформации праздника способствовала западная традиция. В частности, Крестный Ход со свечами, закрепленный в Богослужебном Уставе, заимствованы из подобной традиции на Западе, где традиция шествия с факелами повлияла даже на название праздника у французов и испанцев, у которых народное название праздника буквально переводится "Светильник". Обычай освящать на Сретение свечи, вероятно заимствован у славян-католиков, у которых в этот день в костёлах совершался чин освящения восковых свечей, а праздник называется Громницы, в честь языческого божества Громовника, торжества которому в древности совпадали со сретением, отсюда и название Громнинские свечи. Любопытно, что и на Руси древнейшие известные процессии со светильниками совершались в день Сретения в храмах, посвященных Богоматери. Поэтому необходимо признать, что западные традиции оказали заметное влияние на нашу современную практику чествования Сретения Господня.

    Кашкин А. С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. СПДС. – Саратов, 2017. 

    Рубан Ю. Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования) / Отв. ред. О. П. Лихачева; вступ. слово прот. В. Ф. Федорова; со статьей отв. ред. «Вехи христианского календаря». СПб., 1994.

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий