О СУДЕ
13.10.2010
Библия – это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Сколько раз приходится слышать: “Вот уж тебя Бог накажет!” и даже более того: “На Страшном суде ответишь!”. Кажется, что говорящие таким образом представляют себя на этом Суде (кстати, есть языки, на которых он называется просто последним) исключительно в роли общественных обвинителей. Но вот что говорит о Суде Сам Господь: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир <…> всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его… (Ин. 3, 19-21).
Итак, суд – это свет Христов, и страшен он для упорствующих во зле, а те, кто стремится уйти от зла, сами идут к свету. Боятся ли они? Пусть каждый спросит себя – и вспомнит о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4, 8); речь здесь не о страхе Божием, а о страхе к Нему приблизиться. Недаром в последней главе Евангелия от Матфея дважды звучит не бойтесь: ангел говорит эти слова мироносицам (Мф. 28, 5), а воскресший Спаситель – Апостолам (Мф. 28, 10). И христиане апостольских времен боялись греха как причины погибели, а славного пришествия Христова жаждали.
И уж коль скоро речь зашла о любви: ведь не только источник любви – в Боге, но именно Он проявляет ее в наибольшей степени, следовательно, не может быть более суров, нежели люди! И замечательно рассудил наш современник: “Что значит Мне отмщение, и Аз воздам (Втор. 32, 35)? Как мстит Господь? – спасает грешника тем, что ведет его к покаянию. Другое дело – то, что для покаяния нужны свободная воля человека и его способность любить”.
Сколько раз приходится слышать: “Вот уж тебя Бог накажет!” и даже более того: “На Страшном суде ответишь!”. Кажется, что говорящие таким образом представляют себя на этом Суде (кстати, есть языки, на которых он называется просто последним) исключительно в роли общественных обвинителей. Но вот что говорит о Суде Сам Господь: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир <…> всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его… (Ин. 3, 19-21).
Итак, суд – это свет Христов, и страшен он для упорствующих во зле, а те, кто стремится уйти от зла, сами идут к свету. Боятся ли они? Пусть каждый спросит себя – и вспомнит о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4, 8); речь здесь не о страхе Божием, а о страхе к Нему приблизиться. Недаром в последней главе Евангелия от Матфея дважды звучит не бойтесь: ангел говорит эти слова мироносицам (Мф. 28, 5), а воскресший Спаситель – Апостолам (Мф. 28, 10). И христиане апостольских времен боялись греха как причины погибели, а славного пришествия Христова жаждали.
И уж коль скоро речь зашла о любви: ведь не только источник любви – в Боге, но именно Он проявляет ее в наибольшей степени, следовательно, не может быть более суров, нежели люди! И замечательно рассудил наш современник: “Что значит Мне отмщение, и Аз воздам (Втор. 32, 35)? Как мстит Господь? – спасает грешника тем, что ведет его к покаянию. Другое дело – то, что для покаяния нужны свободная воля человека и его способность любить”.