• День святого Валентина: праздновать, ругать, остаться равнодушным? — Опрос священников

    14.02.2013

    Как относиться к празднованию Дня святого Валентина 14 февраля: присоединиться, раскритиковать или равнодушно пройти мимо? Комментируют священники. 

    «День святого Валентина» — повод поговорить с подростками

    Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей:

    Мне кажется, педагоги могли бы использовать день святого Валентина как повод поговорить с подростками на тему влюбленности, добрачных отношений, семьи. Одно время в школьную программу ввели предмет «Этика и психология семейной жизни», потом его почему-то отменили. А ведь подростков волнуют эти проблемы, они влюбляются. Всегда дети придумывали формы взаимоотношений с противоположным полом, записки писали.

    Конечно, нельзя культивировать этот праздник, придуманный в коммерческих целях и не имеющий, несмотря на название, никакого отношения к религии. В школе, где учатся мои дети, несколько лет делали из него событие, стояли ящики для валентинок. Это неправильно. Но и повода для паники я не вижу. Всегда эффективнее честный разговор с детьми, чем обличения и запреты.

    Ни истинные, ни ложные праздники не служат оправданием блуда

    Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

    Одним и тем же словом — «влюбленность» — называют разные до противоположности чувства. Так называют и легкомысленное душевно-плотское влечение (иногда очень интенсивное, как у Анатоля Курагина к Наташе Ростовой в «Войне и мире»). Но так же называется и глубокое чистое чувство, которое многие из нас испытывали в подростковом возрасте. Когда девочка, в которую влюблен, рядом, на душе хорошо и радостно, а нет ее, кажется, что все плохо. Возлюбленная воспринимается как источник блага, получается любовь по первой заповеди: всей душой, всем сердцем, всем помышлением.

    Но так мы должны любить Бога, а не соседку по парте. Ни один человек не достоин такого к нему отношения. Поэтому влюбленность не бывает устойчивой: курагинская – само собой, но и чистая тоже. В законном браке она рано или поздно угасает, но одновременно может вырасти и укрепиться другая любовь к тому же человеку – по второй заповеди «возлюби ближнего, как самого себя».

    Что касается «дня святого Валентина», то он не имеет никакого отношения ни к одному из прославленных Церковью святых Валентинов. Поэтому, раз праздновать нечего, Церковь этот праздник не празднует.

    Чистая влюбленность вряд ли будет соотносить себя с каким-то «днем влюбленных». Да и звучит это, как «день железнодорожника», но ведь любовь – не профессия. А влюбленность легкомысленная не имеет никакого отношения к святости, зато празднует по любому поводу.

    Отмечать «день святого Валентина»? Я бы сравнил это с днем 8 марта. В обоих случаях праздновать нечего, но если муж жене (ребенок – маме, одноклассник – однокласснице) подарит в этот день букет цветов, то не погрешит. А блудить всегда грешно, тут ни истинные, ни ложные праздники не служат оправданием.

    Учить любви юных — задача для поэта, а не богослова

    Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

    Священник Алексий Плужников

    Священник Алексий Плужников

    Сначала лирическое отступление: позвонил мне на днях один молодой человек и задал вопрос по поводу свадьбы накануне поста и того, как Церковь относится к женитьбе во время траура. При этом звонивший подчеркнул, что человек он невоцерковлённый, довольно далёкий от «всего этого».

    Я тогда спросил его: «Вам по канонам объяснить или по-человечески?». Он рассмеялся и попросил озвучить обе версии. Я рассказал ему церковные правила, но при этом добавил, что писаны они для членов Церкви, а применять их к мирским, далёким от христианства, людям бессмысленно. Парень оказался довольно разумным и, надеюсь, понял мой посыл: думай своей головой.

    Вот и по поводу для святого Валентина я попробую ответить «по-человечески», для тех, кто привык думать.

    Как относиться христианину к дню святого Валентина? Так же, как и к «Международному» женскому дню, дню солидарности трудящихся, Новому году по календарям всех континентов и прочим светско-коммерческим празднованиям: спокойно, благодушно и с долей лёгкой иронии. Ну хотят люди немного радости, подарков, оливье или цветов — да на здоровье. Лишь бы лишнего не перебирали за столом.

    Совершенно не стоит бороться с «неправильным» Валентином, что-то доказывая людям, которым совсем неинтересно, как там жил и умер настоящий святой Валентин. Это лишь символ, как Санта-Клаус — символ новогоднего веселья, а не «неправильный» святитель Николай.

    А уж бороться с невинными развлечениями мира путём назначения святых на «должность ответственного по праздничку» — совсем нелепо, пошло даже. Мне всегда было непонятно: кто-нибудь спрашивал, например, у святых Петра и Февроньи: хотят ли они вообще «возглавлять» церковно-государственные мероприятия? Вдруг им, как и нам, тошно от составления отчётов «наверх» — кого и как они «охватили»?

    Вот самое грустное и неприятное — наша попытка управлять процессом, командовать миру, какие праздники праздновать, что и куда переносить. Нас и так давно уже воспринимают как церковно-государственную структуру, а священников — как замполитов по «духовно-нравственной части». Это несравнимо хуже и опаснее, чем «валентинки» и цветочки.

    Церковь только тогда будет пользоваться уважением и интересом, когда будет показывать свою кротость, неотмирность, устремлённость к вечности, ко Христу, а не к календарю. Люди хотят видеть в нас Церковь Божию, а не Дворец крещений-бракосочетаний-отпеваний и культурно-духовных мероприятий.

    И не стоит самоуверенно думать, что подростки только и ждут, как к ним придёт дядечка с крестом и в «платье» с длинной бородой и мудрым взглядом, чтобы научить их любви и влюблённости. Они сами разберутся, только собственным опытом, ошибками, слезами, мечтами, надеждами. Учить любви юных — задача для поэта, а не богослова (конечно, имеется в виду эрос, половая любовь, а не любовь к Богу (агапэ).

    Напоследок добавлю, что всё вышеизложенное — моё личное мнение, а не пересказ катехизиса или решений Вселенских соборов. Так что все претензии в случае чего — ко мне, а не к Церкви.

    Святой Валентин укрепляет в готовности вступить в брак и хранить супружескую верность

    Священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве:

    Многие думают, что день святого Валентина – какое-то невероятное торжество для всей Католической Церкви. На самом деле это местночтимый святой, в календаре Католической Церкви в России его память носит факультативный характер, а главный праздник для католиков 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян, о чем говорю с полной ответственностью, поскольку ношу имена обоих этих святых.

    С другой стороны, даже если сам святой Валентин не ожидал, что на него возложат «обязанность» быть покровителем всех влюбленных, думаю, он ее с радостью принял, потому что это на самом деле очень важное и ответственное дело. Влюбленность – трудный и нередко опасный опыт, когда человек особенно нуждается в присутствии Бога и заступничестве святых.

    Замечательно, что в некоторых католических приходах проводятся встречи не только для тех, кто уже собирается вступить в брак, но и для влюбленных – для тех, кто еще только рассматривает для себя эту перспективу. Не сомневаюсь, что святой Валентин сопровождает этих людей в их молитвах о своем счастье, укрепляя их в готовности вступить в брак и хранить супружескую верность. Если мы говорим о таком отношении к влюбленности, то этот праздник нам очень дорог.

    Но, конечно, нельзя не высказаться против коммерциализации всего и вся, которой пронизано наше общество, и, главное, против понимания этого праздника как некоего оправдания блуда. Люди, чувствующие, что влюблены, полагают, что их влюбленность оправдывает беспорядочные сексуальные отношения и будто бы даже делает их угодными Богу. Вот против этого христиане должны выступать громко и ясно – не только на словах, конечно же, но, прежде всего, свидетельствуя примером своей жизни, что цельность и чистота жизни и отношений – не тяжкое бремя, а счастье для человека.

    Подготовил Леонид Виноградов

    Пока комментариев нет

    Добавить комментарий