«Осяжите Меня и рассмотрите»
«Осяжите Меня и рассмотрите»
В те дни воскрес Иисус из мертвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповеданным быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
Аминь.
Это евангельское чтение звучит на воскресной утрене раз в 11 недель, а также на литургии в день Вознесения. К теме Вознесения мы еще вернемся, а пока что хотелось бы обратить внимание на то, что такое воскресение.
Было бы интересно устроить опрос среди православных христиан: как вы понимаете воскресение из мертвых? Что это такое с вашей точки зрения? Попытайтесь хотя бы объяснить на пальцах, если не удается дать чёткой формулировки. Подозреваю, что значительная часть ответов будет приблизительно такой: «Ну это когда мы будем жить на небесах». А на уточняющий вопрос: «А мы там будем с телом или без тела?» – далеко не всякий выберет первый вариант ответа.
И это понятно: мы постоянно слышим, что тело – обуза для нашего спасения, что нужно заботиться о душе, что тело истлеет, а душа вечна и т. д. И всё это во многом верно – и однако истина остаётся неизменной: всеобщее воскресение предполагает соединение души и тела. Те люди, которые приходят в храм не только освятить куличи накануне Пасхи, но и дают себе труд походить хотя бы на некоторые службы Страстной седмицы, несомненно, помнят чтение из пророка Иезекииля (37:1–14), которое мы обычно слышим в пятницу вечером (это конец утрени Великой субботы). Приведем фрагмент этой паремии:
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. <…> И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху <…> и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище».
Хотя у пророка речь идет об Израиле, в христианской традиции это видение Иезекииля всегда понималось как пророчество о всеобщем воскресении.
И вот – возвращаемся к евангельскому чтению – Христос воскрес и явился ученикам. И что Он делает первым делом (после того, как поприветствовал их)? Старается уверить их в своем величии, в своей неотмирности? Нет, для Него очень важно показать и доказать им, что Он – не привидение, не призрак, а человек из костей и плоти, человек, который ест и пьет – а следовательно, вполне материален. Никакого гнушения плотью, никакого уничижения телесной составляющей нашего естества! И, переходя к теме Вознесения, заметим: Христос не только вновь обрел тело по воскресении – Он с этим телом (в этом теле, если угодно) и вознёсся, и воссел одесную Отца. Христос – истинный Бог, но и истинный человек; и как человек Он отныне пребывает в Царстве Небесном рядом с самим Богом.
Что касается Вознесения (точнее, времени этого события), то внимательный читатель 24-й главы Евангелия от Луки (это 4, 5 и 6-е воскресные Евангелия) не мог не заметить, что всё описанное в этой главе происходит в один день. Комментаторы пытаются вставить между соседними репликами Иисуса в сегодняшнем чтении где 7, а где и 40 дней – но подобные попытки выглядят натяжками. Лука пишет достаточно хорошо и достаточно уверенно, и если он так скомпоновал эту главу, что у читателя остается ощущение стремительности всех событий этого одного-единственного дня – Воскресение, явление двум ученикам, шедшим в Эммаус, явление ученикам в Иерусалиме, Вознесение – если автор описал всё это именно так, то он, вероятно, знал, что делал.
Но, может быть, тут и нет никакой проблемы? А откуда, собственно говоря, мы знаем, что Иисус вознёсся на 40-й день после Воскресения? В том-то всё и дело, что мы действительно это знаем – и притом всё от того же Луки. Но уже из второй его книги – Деяний апостолов: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян 1:1–3). Интересующий нас третий стих не содержит сколько-нибудь значительных разночтений в древних рукописях – подлинность выражения «сорок дней» не подлежит сомнению.
Итак, следует признать, что один и тот же автор в двух своих книгах по-разному написал об одном событии. Возможно, в своем Евангелии Луке было важнее показать внутренюю логику событий, в то время как в Деяниях немаловажной оказывается точная хронология (особенно учитывая дальнейшее описание Пятидесятницы).
* * *
В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также текст сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.
Ексапостиларий:
Показуя, яко человек еси Спасе, по существу,
посреде став воскрес от гроба,
и брашна сопричастился еси,
учил еси крещению покаяния.
Абие же к Небесному вознеслся еси Отцу,
и учеником Утешителя послати обещал еси,
Пребожественный Богочеловече.
Слава Твоему востанию.
Перевод:
Показывая, что Ты – человек по естеству, Спаситель,
по воскресении из гроба Ты вкусил с учениками пищи,
и став посреди них, учил их возвещать о покаянии,
и вознесся прямо к Небесному Отцу,
и обещал послать Утешителя ученикам.
Пребожественный Богочеловек,
слава Твоему Воскресению!
Богородичен:
Творец создания, и Бог всех,
плоть человеческую прият от пречистых кровей Твоих, всесвятая Дево,
и истлевшее мое все естество новосодела,
паки якоже прежде рождества оставль по рождестве.
Темже Тя верно вси восхваляем, зовуще:
радуйся, Владычице мира.
Перевод:
Создатель творения и Бог всего, плоть смертную принял
от чистой крови Твоей, всесвятая Дева,
и, подлинно, все естество наше погибшее Он обновил,
сохранив Тебя после родов, как и до родов, Девой.
Потому все мы с верою прославляем Тебя, восклицая:
«Радуйся, Владычица мира!»
Утренняя стихира:
Истинный мир Ты, Христе, к человеком Божий,
мир Твой дая, по востании учеником,
пристрашны показал еси я,
мнящия дух видети:
но утишил еси мятеж души их,
показавый руце и нозе Твои.
Обаче не верующим еще,
брашен причащением, и учений воспоминанием,
отверзл еси их ум, еже разумети Писания:
имже и Отческое обетование обещав, и благословив я,
отступил еси на небо.
Темже с ними покланяемся Тебе,
Господи, слава Тебе.
Перевод:
Подлинно Ты, Христе, – мир Бога с людьми!
Мир Твой ученикам по воскресении подавая,
Ты в страх привел их: они подумали, что видят духа;
но их душевное волнение Ты успокоил,
им руки Свои и ноги показав.
Между тем, как они все еще не верили,
Ты вкушением пищи и напоминанием учений
отверз им ум к уразумению писаний.
И, Отеческое обетование им подтвердив
и благословив их, отошел на небо.
Потому мы вместе с ними поклоняемся Тебе.
Господи, слава Тебе!