Фильм «Ной»: Потоп сознания
На днях на широкие экраны вышел фильм «Ной», который вызвал в блогосфере бурные дискуссии. Поэтому у меня была возможность перед просмотром и написанием своего мнения прочесть с десяток разных рецензий.
Ремейк с огоньком
С первых строк сразу хочу ответственно заявить. Фильм Даррена Аронофски «Ной» нельзя считать экранизацией 6-8 глав книги Бытия. Эта кинокартина создана лишь по мотивам библейской истории о всемирном потопе. Говоря современным языком – это лишь ремейк, творческое осмысление.
Моя супруга не даст соврать – во время просмотра я все время толкал ее в бок (чем, видимо, мешал смотреть и ей и окружающим) с шепотом-комментарием: «В Писании все по-другому!». Понимать это начинаешь с самых первых кадров, когда каинит Тубал-Каин (в русском изводе – Тувалкаин) убивает Ламеха, родителя малыша-Ноя. В Библии же определенно говорится, что отец Ноя преспокойно умер своей смертью, дожив до глубокой старости (Быт. 5, 31).
И еще один важный момент, на который обратили внимание почти все критики. В фильме весь сыр-бор и беготня начались из-за социальной несправедливости – У Ноя и Сима были супруги, а Хам с Иафетом должны были войти в ковчег без спутниц, что обрекало их на одиночество. Но в библейском оригинале мы читаем: «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт.7, 13). Понятно, что в сценарии режиссеру хотелось огонька, который можно было спровоцировать социальным неравенством. Поэтому Хама сценарист прописывает угловатым подростком, а Иафета вообще, делает сопливым ребенком, который и о девчонках-то еще не задумывается.
Мир для холодильника
Когда смотришь фильм, то четко понимаешь, что на экране ты видишь одного Ноя, а в Библии повествуется совсем о другом. И главное их отличие во взаимоотношениях с Богом.
Библейский Ной получает от Господа четкие указания: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт.6, 13-14). Более того, заботливый Бог даже дает размеры корабля: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (в метрах приблизительно – 150х25х15).
Киношный Ной лишь пытается угадать, в чем состоит Божья воля. Ему грезятся какие-то аллегорические полусны-откровения, в которых он совершенно путается. В результате Ной вдруг вбивает в свою голову, что Создатель решил перезагрузить мир, а получившийся новый вариант — предоставить только для жизни невинных зверушек. То есть по версии Ноя для людей в новом мире места не предполагалось. Кстати, неизвестно почему прораб по строительству ковчега и его семья предстают перед зрителями этакими вегетарианцами.
Сценарист, видимо, совершенно увлекся, забыв, что ветхозаветный Ной прекрасно знал всю предысторию, а значит, не мог не помнить о том, что изначально абсолютно все создано Творцом для человека. В том числе, животные, большинство из которых служили пищей венцу творения. Если воспользоваться современными образами, то можно сравнить такой новый мир с квартирой, которую приобретали только для установки в ней холодильника.
Реабилитация ангелов
В результате, главный киногерой из праведника перевоплощается в религиозного фанатика-маньяка, который начинает носиться по ковчегу с ножом за новорожденными внучками-двойняшками, чтобы не дать человечеству возможности размножаться. По этой логике ему тогда нужно было прикончить следом и жену сына, и свою супругу. Но, видимо, создатели решили не превращать «Ноя» в окончательный триллер, и Ной сменил гнев на милость. Но после, терзаемый комплексом «предателя», уже на земле главный герой по-русски заливает душевную горечь вином. Но, к счастью, все заканчивается хэппи-эндом.
Еще одно псевдобиблейское безобразие – это проникновение на ковчег потомка Каина, которого, чтобы отомстить отцу за потерянную невесту, подкармливает Хам. В общем, Голливуд не изменяет себе.
Для того, чтобы втиснуть тело кинопроекта в жанр фэнтези и привлечь к просмотру более широкую аудиторию (рекомендация 12+) – Аронофски вводит в эпическую картину сказочных каменных гигантов. Видимо, режиссер решил пофантазировать, использовав библейское упоминание об исполинах, которые жили в допотопный период. По сценарию это окаменевшие ангелы, которые из жалости кинулись Адаму и Еве на помощь, но вляпались в земную персть. Когда гиганты помогли Ною в строительстве и обороне ковчега – они были реабилитированы и снова вернулись на небеса, скинув каменный панцирь.
Детали с дурман-травой
Многолетняя история строительства ковчега и его эксплуатации по назначению умещается всего в три главы Бытия. И множество подробностей из жизни наших библейских предков опущено. Интересные решения предложил режиссер-сценарист.
Как только я взял в руки Библию меня тут же стал мучить вопрос: каким образом Ной с членами своей семьи смог собрать каждой твари по паре? По сценарию оказалось все просто – животные и птицы собрались в место их временной дислокации по Божьему зову. И вся это живность стаями прилетала и приходила к ковчегу.
Еще один животрепещущий вопрос: а как смогли добраться в ковчеге до пункта назначения такое множество животных? Ведь по логике вещей до гор Арарата доехали бы одни хищники, поскольку ковчег скитался около полугода. Но и тут режиссер выкрутился, и праведная семья обкурила животных дурман-травами, которые их усыпили. Смущает лишь одна нестыковка – почему-то дурман не действовал на людей. Но это лишь несущественные детали.
Философия с мурашками
Были у фильма и позитивные стороны. Знаете, я с момента как стал верующим – мечтал на машине времени отправиться в ветхозаветные или лучше в евангельские времена, чтобы стать очевидцем тех событий. Современный кинематограф дал сегодня такую возможность (причем, в 3D), хотя и завез в несколько параллельный мир.
Хочу отметить шикарный образный ряд: змей-искуситель, снимающий старую кожу, рука Евы, срывающая запретный плод, и камень в руке Каина, убивающего своего брата. На ковчеге Ной рассказывает своим родственникам-спутникам о том, что наделал человек, ослушавшись Бога. Последствиями грехопадения стал порок, который поразил человека и со времен Каина – люди стали убивать друг друга. Знаете, на фоне последних событий в мире, у меня аж мурашки пошли по спине. Только за это напоминание фильм имеет право на существование.
Это кино, несмотря на ряд несоответствий библейскому тексту, является глубокой философской картиной, которая делает попытку осмыслить замысел Бога о человеке.
В канву киноповествования то тут, то там – вплетены богословские рассуждения. На мой субъектив, это едва ли не единственный фильм последних лет, который качественно погружает зрителя в библейскую тематику. И очень хочется надеяться, чтобы хоть несколько зрителей, придя домой из кинотеатра, потянулись к полке с запылившейся Библией.