Почему бывают два папы или две мамы?» – что ответить ребенку на вопрос о гей-браках
В редакцию пришло письмо с непростым вопросом. Но все-таки мы решили помочь найти ответ на него.
«Добрый день! Я очень давно читаю ваш портал, и в связи с легализацией однополых браков в США и общим увеличением количества подобных гражданских союзов у меня возник вопрос, как православному человеку рассказать об этом своим детям.
Я живу не в России, и в школе или в детском саду встречаются однополые пары с детьми. Дети, даже совсем маленькие, 3-4 лет, начинают задавать вопросы: как так: у Пети – 2 папы или 2 мамы.
Как рассказать им, что это неправильно и ненормально, и вместе с тем не настроить большинство детей и учителей против своих детей? Ведь они же сразу побегут к таким детям рассказывать им, что их родители не правильные.
Как быть в такой ситуации? Буду очень благодарна, если Вы найдете возможность ответить или осветить данную тему в статьях.
Спасибо заранее.
Дарья»
***
Мы попросили ответить протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса бывшего Всехскорбященского монастыря (Москва):
Протоиерей Александр Ильяшенко
– Отец Александр, как быть, если ребенок столкнулся с такой ситуацией?
– Говоря с ребенком о других людях, на мой взгляд, всегда нужно исходить из внутреннего позитива. Это не значит, что человек, о которым ты говоришь, во всем поступает правильно и хорошо. Важно, чтобы у тебя при разговоре было доброжелательное и спокойное отношение.
Поэтому, если подходят детки и говорят, что вот, мол, они столкнулись с ситуацией, когда у их товарища две мамочки или два папочки, нужно сказать:
«Знаешь, Богу угодно, чтобы у каждого ребеночка были мамочка и папочка. Представляешь, какое счастье, что у нас с тобой так, как Богу угодно. Давай будем Бога благодарить за это. А тех, у кого не так, не станем осуждать, а посочувствуем им, пожалеем и пожелаем, чтобы у них все было хорошо».
Важно при этом избежать осуждения, превозношения и гордости. То есть ориентировать деток не на злое, а на доброе, чтобы они благодарили Бога за то, что имеют, понимали, какая это большая ценность – семья, такая, какой задумана Господом, в которой есть папочка и мамочка.
– А если ребенок проникнется жалостью к своему товарищу, у которого две «мамы» или два «папы» и начнет проявлять ее открыто: «Какой ты бедный, несчастный!»
– Нужно учить ребенка проявлять сочувствие. Сочувствовать – это не значит, что ты должен говорить о нем, как-то активно проявлять. Нужно быть деликатным, и если у тебя не просят сочувствия, так и не лезь со своим сочувствием. Тем более – не следует превозноситься. У тебя все хорошо, вот и благодари Бога. Никого не осуждай, а в душе помолись и посочувствуй, что у других что-то не так.
– Вдруг ребенок в этой ситуации спросит, можно ли ему будет вступить в брак с человеком своего пола?
– Тут отвечать совсем просто. Объяснить, что раз это Господу не угодно, как мы можем поступать так? Мы же не сошли с ума, чтобы сознательно идти против Него.
Можно сказать: «Ты в Церковь ходишь или нет? Причащаешься или нет? А они вот – нет. Тебе даны такие милости, такое счастье! Хотя ты же сам по себе – не подарок, ты не лучше их, часто поступаешь не самым достойным образом. И неизвестно за что Господь тебя милует, даровал тебе и папу, и маму. Точно ведь не за твои заслуги, вон, вчера опять подрался. Просто Господь милостив. Так что помолись, чтобы Господь помиловал того ребенка, его «родителей», чтобы все было хорошо».
– Как быть, если ребенок начинает дружить со сверстником из нетрадиционной «семьи»? Запрещать?
– Почему сразу запрещать? Здесь многое зависит от возраста ребенка. Дети-то не виноваты, можно и дружить, но соблюдать некую дистанцию надо.
Хорошо, если есть возможность пригласить этого ребеночка в гости, пусть он увидит, что такое настоящая семья. Если ребенок пришел к вам домой, тем более с ним нужно общаться безо всякой показной жалости – это точно не научит вашего сына или вашу дочку настоящему сочувствию.
Но, если нужно его приглашать обязательно с псевдородителями, тогда этой ситуации надо избегать. Не должно быть ни чувства превосходства, ни показного приятия того, что является откровенным грехом.
Здесь вообще много зависит от деликатности и доброжелательной активности родителей. Самое главное – не мазать никого какой-то одной краской и, повторяю, пользоваться каждым случаем, чтобы благодарить Господа за то, что имеешь по Его милости.
– Если ребенок задаст вопрос: почему получилась такая ситуация?
– На этот вопрос можно ответить, например, так: «Понимаешь, Господь всем желает спастись, но вот не все желают спасаться. Вот и есть грешники, которые, не понятно почему, поступают именно таким образом. Ведь справа и слева от Господа были на одинаковых крестах за одинаковые преступления пригвожденные разбойники. Но, однако, один покаялся, а другой – нет, более того – умер ожесточенным. Что, разве Господь не желал, чтобы и он был спасен? Конечно, желал, ведь Он пошел на крест ради спасения абсолютно всех людей. Но если человек сам не хочет этого, значит, оказывается, что и всемогущий Господь не может его спасти против его воли.
А может быть, эти люди просто еще не узнали Бога. Ведь одно дело, знать, что Бог есть, а другое – узнать Бога, полюбить, быть близким к Нему, обратиться к Богу с доверием, с уверенностью, что Господь тебя любит и поможет, тебя спасет».