5 монологов учителей о работе в провинции
1.Волгоград
Фотограф Наталия Платонова больше двух лет проработала учительницей в одной из волгоградских школ, вела дневник и снимала происходящее вокруг. Теперь она живёт в Москве. От работы в школе у неё остался дневник. Как она сама пишет, дневник неосознанный и эмоциональный.
«Пришли дети, сказали, что Рамиль проткнул себе глаз ручкой. Сердце ушло в пятки, уже представила себя в общении с сокамерницами. Оказалось, что налетел на дверную ручку, отделался синяком. Я их люблю. И ненавижу — потому что люблю. Я хочу, чтобы мои дети были идеальными, но пока все наоборот. Вот, уже называю детей „мои“. Я чувствую, что превращаюсь в учительницу из своей школьной жизни. Теперь я понимаю, почему учителя такие. Это ответственность делает своё дело».
2. Балабаново, Калужская область
Александра Зорина работала в Москве. Получила диплом политолога, но ни дня не проработала по специальности. Ушла в рекламу. А потом поняла, что всегда хотела быть учителем и решила полностью изменить свою жизнь.
«Иногда мне кажется, что я работаю в школе уже целую жизнь. Плотность событий в школьной среде настолько высока, что порой поражаешься тому, какое количество историй может случиться с тобой в один день. Эти постоянные изменения подталкивают к развитию и поиску себя. Каждый день я не только учу, но и учусь. Многому меня учат дети: слышать, понимать, предугадывать. За первые два месяца работы я абсолютно уверилась в том, что школа — это место, где можно обрести по-настоящему зоркое сердце».
3. Самара
Мария Милославская работает в неблагополучной провинциальной школе. В такой, где до детей никому нет дела, где могут лишить медали просто потому, что из-за выпускника с отличными оценками в школе могут начаться проверки. Там учатся отстающие дети, с которыми должны работать коррекционные педагоги. Но таких педагогов просто нет.
«Одной моей ученице некогда ходить в школу, потому что она сидит дома с братьями и сёстрами, а мама в это время где-то пропадает. Другая ученица на перемене повредила ногу и не могла идти домой. Я позвонила её маме, которая ответила, что у неё мокрая голова, поэтому она не сможет встретить дочь. Пришлось самой провожать девочку. Но ежедневной проблемой по-прежнему остаётся одна из самых болезненных тем — успеваемость. У большинства наших учеников она находится практически на нуле. В среднем у половины класса по разным предметам в четверти выходят двойки. Учителя закрывают на это глаза и „рисуют“ тройки там, где на самом деле 2,56 балла. Они просто вынуждены подстраиваться под общую ситуацию в школе, поскольку нельзя ставить двойки сразу всем ученикам».
4. Малоярославец, Калужская область
Рита Рябова преподаёт математику в Малоярославце. Работа в школе не даётся легко, но каждый день Рита все равно приходит в школу и находит то, ради чего это стоит делать.
«Рабочий день начинается ещё дома, с первой после пробуждения мысли: „Только бы хватило сил для Коли!“. Коля — пятиклассник, с математикой у него совсем беда. Как только я начинаю давать классу домашнее задание, он начинает кричать. Буквально умоляет: „Хватит! Хватит!“. Он частенько привирает, старается списать, в классе и вовсе ничего не пишет. Коля не безнадёжен. Он умеет складывать и вычитать в столбик, умеет умножать на число, иногда может решить простое уравнение. Но дома с ним никто не занимается. Он с большим скрипом пытается понять, как найти площадь прямоугольника. Старается, насколько может. Я хвалю Колю за его маленькие успешные шаги, и думаю о том, что нам нужно встречаться чаще. Таких как Коля у меня в двух классах, в общей сложности, человек пятнадцать».
5. Село Тлондода, Республика Дагестан
Надежда Кеворкова сделала отличную журналистскую карьеру, работала военным репортёром в разных странах, но совсем недавно решила оставить жизнь в Москве и уехать в небольшое дагестанское село учить детей истории и обществознанию. Она рассказывает, почему решилась на этот шаг, в чём особенности обучения и жизни на Северном Кавказе, как учить детей по учебникам, которые они не понимают, и почему оттуда невозможно уехать обратно.
«Когда я попросила проинструктировать меня об особенностях этикета, мне сказали: „Все просто. Ты здороваешься со всеми женщинами. А мужчин как будто не существует. Если они с тобой здороваются, тебе решать, отвечать или нет. Никто не обидится. Это правила на улице. В школе всё как везде“. Наверное, я совершаю массу ошибок: хвалю их всех, легко признаю свои просчёты, если что-то не помню, не ставлю ничего кроме пятёрок и редко четвёрок, разрешаю подглядывать в учебник, рада, когда они перебивают друг друга, если им хочется высказаться, запрещаю зубрить, готова посвящать каждый урок объяснению непонятных слов в тексте — только чтобы им было интересно и осмысленно, только чтобы они сохранили этот вкус к истории, который мне привили».