Лагерь: день за днем
День первый
20 июля состоялось открытие четвертой лагерной смены. Лагерь начался с молебна на всякое благое дело, который возглавил благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Алексей Лысиков. Батюшка благословил детей, воспитателей и вожатых и пожелал, чтобы в лагере царили дружба и взаимопонимание.
После молебна к храму подъехали автобусы, украшенные яркими баннерам, эскиз к которым выполнила Анна Владимировна Моравская – преподаватель рисования воскресной школы нашего храма.
Все сели в автобусы и отправились в яхт-клуб. Там, на площадке перед пристанью, директор лагеря Вера Михайловна Рябошапка представила детям воспитателей и вожатых. А воспитатель Виктория Александровна Жерновая вместе с вожатой Настей Серяковой провели игры на сплоченность нашего большого коллектива.
И вдруг, вдалеке показалось парусное судно, оно приближалось к берегу… На корме возвышалась величественная фигура в треуголке и камзоле с красными отворотами. Кто же это? Вожатые побежали на понтон, чтобы приветствовать неизвестного гостя разноцветными флажками.
Это оказался сам Петр I – основатель нашего города! Он приехал узнать, хорошо ли мы помним историю Таганрога и судьбы его знаменитых жителей. Увы, не на все вопросы славного императора нам удалось ответить… Поэтому Петр I подарил нам большую карту, на которой в течение всей смены мы должны отмечать все интересные и важные для каждого таганрожца места, а также узнать, каким хорошим качествам мы можем научиться у известных жителей нашего города. Петр I, пообещав проверить выполнение своего наказа, опять исчез в морской дали, а мы все дружно отправились поиграть в сквер, где стоит чугунная копия основателя Таганрога.
После обеда все ребята вместе с воспитателем Денисом Алексеевичем Коренякиным отметили на карте те места, которые посещали сегодня и обсудили, каким качествам и добродетелям мы смогли научиться в первый день лагеря. Это были: соборность и молитва, ведь наш лагерь мы начали с общего молебна; забота старших и послушание младших, без которых невозможно существование ни одного лагеря, а тем более православного; любовь и уважение к Родине и многие другие.
Ольга Алексеевна Аноприенко подготовила экспозицию «Таганрог исторический и православный» и рассказала об истории основания Таганрога, его неповторимом облике города-порта, о тех великолепных храмах, которые остались лишь на старинных фотографиях и в памяти жителей.
Иеромонах Иоасаф (Кислица) рассказал ребятам о предметах церковной утвари, которые не всегда доступны взгляду прихожанина, т.к. хранятся в алтарной части храма – потир, лжица, звездица, копие, дискос. А в этот день ребята получили возможность посмотреть вблизи на эти священные предметы и через открытые Царские врата познакомиться с устройством алтаря.
Знакомство с храмом завершилось поднятием детей на хоры и колокольню. А те, кого колокольня не вместила, звонили в колокола прямо с церковного двора – ведь к каждому колоколу воспитатель Пантелеймон Павлович Шереметьев привязал дли-и-инную веревку!
Итогом дня стал призыв Веры Михайловны готовить интересные сообщения о городе, его исторических и святых местах и жителях. Самому активному был обещан памятный приз.
Перед уходом бессменный повар лагеря Лидия Ивановна Сазончик подала детям вкусный полдник.
День второй
Второй день лагеря начался как обычно – вожатые отмечали всех приходящих детей и те, после общей молитвы, приступали к завтраку. Когда все отряды были рассажены в церковном дворе для беседы о послушании и Вера Михайловна предложила детям взглянуть на карту, оказалось… что карты-то и нет! Воспитатели бросились ее искать, но ни в храме, ни в воскресной школе и ее окрестностях карта не обнаружилась! Что же делать?
И тут вышел Пантелеимон Павлович с изумленным лицом, неся в руках странный клочок бумаги. Это было письмо некоего злоумышленника, укравшего нашу карту! Письмо гласило, что вернуть карту могут только сами ребята, если без помощи взрослых отправятся на ее поиски. К письму прилагалось восемь конвертов с заданиями.
Ребята разделились на восемь групп и под руководством вожатых отправились каждый по своему адресу. Воспитателям оставалось незаметно идти по стопам каждой группы, чтобы издалека и не вмешиваясь в процесс поиска, наблюдать за ребятами.
Поиски проходили в историческом центре города. Руководство и координацию всей операции осуществлял Пантелеймон Павлович и его верный помощник вожатый Максим Евсиков.
У каждой команды были свои приключения – секретные агенты, тайные шифры, загадочные объявления.
Маршруты поисков приводили в исторические места города – домик Чехова, дворец Алфераки, музей «Градостроительство и быт», Никольский храм, Лавка Чеховых, памятники Чеховским героям и знаменитым людям.
В горячих спорах каждый отряд принимал решение, в каком направлении двигаться дальше. Иногда ребята заходили в тупик, но никто из вожатых не потерял бодрости духа, а многие вселяли уверенность в своих маленьких подопечных, изрядно уставших от марш-броска по городу.
Но рано или поздно, все дороги привели ребят к историческому скверу, где стоит памятник Петру I. И там все отряды сложили вместе найденные коды, чтобы открыть спрятанный в сквере чемодан. А в чемодане и обнаружилась искомая карта!
После обеда в храме ребят уже ждал батюшка Алексей, чтобы побеседовать с детьми о христианском подвижничестве. Читая жития святых, дети узнают о необычайных подвигах молитвы или жертвенности, которые кажутся недостижимы обычным людям. Но, неужели, сегодня, сейчас каждый из нас не в состоянии совершить хотя бы малюсенький, может быть, незаметный для окружающих, подвиг? Дискуссия на эту тему, в которую священнику удалось вовлечь детей, завершилась подведением итогов прошедшего дня. Оказалось, что поиски карты были возможностью проявить ребятам такие незаменимые качества, как взаимопомощь и целеустремленность, настойчивость в преодолении преград, мужество и терпимость, чуткость и умение услышать другого.
Дети уходят домой, но воспитатели и вожатые не расходятся до самого вечера, обсуждая успехи и неудачи дня. Игра «Неизведанный город» вызвала бурю положительных эмоций! Каждый воспитатель поделился своими впечатлениями и наблюдениями о работе вожатых и поведении детей в «экстремальных» условиях, когда решения им приходилось принимать самостоятельно без помощи взрослых.
День третий
Третий день был посвящен Антону Павловичу Чехову и чеховским местам Таганрога. Дети знакомы с литературным творчеством писателя, с его героями. Но для педагогов лагеря важно было показать нашего земляка как человека, готового многим пожертвовать для своего родного города.
«В Москву, в Москву!», - восклицали чеховские сестры, озвучивая вечное стремление личности, ищущей «реализации», вырваться из душной провинции. Только многие ли, как Антон Павлович, улетев из родного гнезда, столько сделали для своей малой родины. Ему современные таганрожцы должны быть благодарны за прекрасную библиотеку, развитую сеть музеев, памятник Петру I, т.е., за то, что помогает поднять культурный уровень города.
В литературном музее-гимназии ребята младшего возраста прожили «Один день из жизни гимназиста», а старшие из беседы «Спешите делать добро!» узнали о Чехове – благотворителе и меценате.
После экскурсии Елизавета Сергеевна Шевырина в сквере у памятника Чехову провела для ребят игру, в которой они познакомились с известными изречениями писателя, касающимися свойств человеческой души.
Вторую половину дня ребята провели на воздухе в Приморском парке. Там воспитатель Юрий Владимирович Канча провел для ребят уже полюбившуюся по прошлому лету игру казаки-разбойники.
Пантелеймон Павлович символизировал собой доблестного казака, а Юрий Владимирович – разбойника, «дикого, но симпатичного»!
Группа «разбойников» врассыпную разбежалась прятаться, а «казаки» через некоторое время отправились их искать, чтобы отвести в «темницу». Малыши отыскались быстро, а вот некоторые «разбойники» со стажем так и остались ненайденными, просидев в укромном месте до конца игры.
Потом группы поменялись ролями, и беготня продолжалась до тех пор, пока не прозвучала команда садиться в автобусы.
День, как всегда, закончился обсуждением и работой с картой города. Некоторые ребята приготовили сообщения из истории Таганрога.
Расходиться не хотелось, вожатые пытались уйти домой, снимая с себя малышей, виснувших на них гроздьями …
День четвертый
Узнать о жизни святых и подвижников благочестия Таганрога – такова была задача этого дня.
Воспитатель Людмила Алексеевна Мухина провела для ребят младшего возраста экскурсию по местам города, связанным с именем блаженного Павла Таганрогского. Дети побывали в келье святого, в Никольском храме у раки с его мощами, в часовне на его могиле.
Воспитатель Федотова Татьяна Михайловна со старшей группой прошли по Таганрогскому некрополю – месту упокоения многих таганрогских подвижников. Ребята познакомились с жизнеописанием архиепископа Арсения (Смоленца), старицы Марии Величко, блаженной Елены и многих других. Уникальная архитектура захоронений, трогательные эпитафии, имена людей, вошедших в историю города – все это вызвало неподдельный интерес у детей. В часовне, где находится могила блаженного Павла Таганрогского, все вместе пропели величание святому. Закончилась экскурсия посещением храма Всех святых.
Между взрослыми и детьми в лагере сложились очень теплые, доверительные отношения. Во время прогулки по старому кладбищу можно было наблюдать, как вокруг каждого воспитателя образовывались небольшие группы ребят, в которых обсуждались самые разнообразные темы. Денис Алексеевич отвечал на злободневный вопрос: «Хороший ли Путин?», Юрий Владимирович рассказывал истории и легенды таганрогского кладбища. Самое важное, что дети не боялись задавать любые вопросы, и могли получить на них честные ответы.
Игра-викторина во второй половине дня, проведенная воспитателем Евгенией Сергеевной Барановой стала закреплением той интересной информации, которую дети смогли получить в течение работы лагеря.
Задания по истории Таганрога, его святынь и исторических личностей подавались в форме веселых эстафет и конкурсов, ответы на вопросы нужно было выбрать сообща, учитывая мнение всех членов команды. Все вволю набегались и напрыгались.
Вожатые – девчонки придумали веселый танец, который увлек всех, даже воспитателей. А на закуску устроили дружеские обливания! В этот жаркий день они были как нельзя кстати.
День пятый
Утром весь лагерь дружно отправился на морское побережье, где между отрядами был устроен конкурс замков из песка. Песочные сооружения порадовали фантазией и архитектурными изысками.
И вдруг, откуда ни возьмись, появился… сам Петр I! Он пришел проверить, как мы выполнили его задание и изучили свой город и его историю. Хорошо, что Вера Михайловна взяла с собой карту.
Мы отметили на карте все места, в которых побывали, рассказали, о ком узнали за это время. Петр I подарил на прощание сувениры и ушел дальше по своим императорским делам.
Аквапарк в последний день – добрая традиция нашего лагеря. И в этом году все с нетерпением ждали этого дня. Катание с горок как всегда сопровождалось катанием на Пантелеймоне Павловиче и других воспитателях и вожатых.
К сожалению, все хорошее имеет свойство заканчиваться. Подошла к концу и четвертая лагерная смена. После обеда ребята пришли во двор храма, украшенный баннером и разноцветными шарами. Благочинный приходов Таганрогского округа и настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Алексей Лысиков предложил детям поблагодарить Господа за успешно проведенный лагерь и ту радость общения и дружбы, которую дети в нем получили.
Батюшка поблагодарил директора лагеря Веру Михайловну, всех воспитателей и вожатых за работу в лагере. А дети, воспитатели и вожатые поблагодарили батюшку за эти незабываемые и насыщенные пять дней. Те из ребят, кто активно работал и делал сообщения по истории Таганрога, получили призы.
Вожатые исполнили свою «вожатскую польку», а затем каждый отряд взял шарики своего цвета и 100 разноцветных шаров взлетели в небо, сопровождаемые праздничным салютом!
Ну, что ж, лагерь-2012 завершился, но мы все еще встретимся в храме и воскресной школе и придумаем много новых, интересных и полезных дел. До новых встреч!